Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Музыкальная терапия противоречивых металлистов

В свой третий приезд в Россию Deftones представляют новый студийный альбом «Diamond Eyes» («Бриллиантовые глаза»). Для нетривиальных деятелей альтернативного металла его запись стала терапией после страшной аварии, в которую попал басист группы. В рекордные сроки калифорнийцы выдали свой самый зрелый альбом.

Меломаны из Сакраменто

На первый взгляд сборник редких записей Deftones «B Sides & Rarities» («Бисайды и раритеты») 2005 года включает в себя причудливую, особенно для тяжелой группы, компанию песен: совместный хип-хоп-трек с Cypress Hill, кавер-версии на металлистов Jawbox и Helmet, хард-рокеров Lynyrd Skynyrd, а также не нуждающихся в представлении Шаде, Cocteau Twins, The Cure, The Smiths и Duran Duran. Если посмотреть чуть глубже, за 22-летнюю историю группы отголоски всех этих направлений встречаются в шести студийных альбомах. Даже имя команды указывает на эклектичность подхода: хип-хоп-термин 1980-х def скрещен с популярным в названии ансамблей 1950-х суффиксом tones.

Пятерка (традиционные ударник, басист, гитарист, вокалист и присоединившийся с третьего альбома диджей-клавишник) из Сакраменто в музыкальном плане всегда стояла в стороне от ню-металлической волны конца 1990-х -- начала 2000-х, к которой их порой причисляют по формальным признакам. Их альтернативный металл, выступающий, как ни крути, в роли фундамента, разбавлен мечтательной и неглупой поп-музыкой и шугейзом, мрачной готикой, сложным прогрессивом и находчивым арт-роком. А вокалист Чино Морено, в котором, что характерно, смешаны мексиканская и китайская кровь («чино» на испанском означает «китаец»), в равной степени славится фирменными «вдыхающими» криками и гипнотическим успокаивающим пением.

Снова вместе, снова рядом

4 ноября 2008 бессменный басист Deftones Чи Ченг попал в страшную автокатастрофу и не поправился после нее до сих пор. Ровно полтора года спустя группа выпустила альбом «Diamond Eyes». Все, что было между этими двумя событиями, сами музыканты иначе как терапией не называют. Миновав черную полосу во время записи предыдущего альбома, когда группа едва не распалась и отношения между участниками были натянутыми до предела, на момент трагедии ветераны альт-металла были в приподнятом настроении и заканчивали работу над альбомом «Eros», по признанию группы, «странным, нетрадиционным, атмосферным, полным музыкальных ландшафтов и крайней агрессии». Сначала речь шла о том, чтобы отложить релиз, но летом 2009-го Deftones официально объявили о приостановке работы до тех пор, когда «павший товарищ» не вернется в строй.

«Eros» отложили на полку до лучших времен. На место басиста пригласили старого друга из хардкор-группы Quicksand Серджио Вегу, и работа над пластинкой, начатой с нуля, закипела. Музыканты снова стали похожи на шайку неразлучных скейтбордистов, которыми они были во время знакомства и основания группы в конце 1980-х. В процессе записи «Diamond Eyes» участники постоянно катались на велосипедах и скейтбордах, устраивали посиделки в студии, но при этом четко соблюдали расписание и, словно клерки в офисе, отрабатывали примерно по восемь часов в день в одно и то же время: «Наше вдохновение и единение как группы сильнее, чем когда-либо, и нам было необходимо передать это настроение в музыке».

Стахановский альбом

По классическим для музыкальной индустрии временным меркам альбом вышел недоношенным (меньше года с начала работы до официального релиза), с музыкальной точки зрения -- возможно, самой зрелой работой группы. Недаром он заслужил множество сравнений с третьим альбомом Deftones «White Pony» («Белый пони») 2000 года, взобравшимся в американском чарте Billboard 2000 до невероятно редкого для подобной музыки третьего места и ставшим одним из лучших тяжелых альбомов десятилетия. Традиционная двойственность звучания Deftones -- брутальная резкость и мелодичная меланхолия сошлись на «Diamond Eyes», кажется, в идеальных пропорциях, в то время как душевная сплоченность членов группы вытеснила агрессию «Eros», сменив ее светлой, обнадеживающей, едва ли не трогательной (особенно учитывая трагическую историю рождения альбома) атмосферой. Насколько это возможно в рамках пусть и неортодоксального, но альтернативного метала.

Новый взгляд на жизнь нашел отражение и в текстах. «Мне не нравится слушать о проблемах людей -- мне нравится музыка. Музыка задыхается от жалоб с начала 1990-х. Это уже не ново. Вместо того чтобы впадать в другую крайность и слушать Black Eyed Peas, что просто глупо, я предпочитаю слушать больше инструментальной музыки. На этой записи я очень мало пою о себе. Мне нравятся песни, когда я могу полностью отстраниться от происходящего. Просто рисовать некую картину. Я вырос на подобных текстах вроде The Cure: крайне образные зарисовки и никакого сюжета», -- объясняет свой подход Чино.

Если верить статистике предыдущих выступлений в рамках тура в поддержку «Diamond Eyes», на московском концерте примерно две трети песен будет с нового альбома, а из старых хитов больше всего шансов услышать «Change», «My Own Summer», «Elite», «Knife Party» и «Passenger».

Концерт состоится 9 июня, в 21.00, в клубе «Б1 Максимум».

Полная версия