Конкурс «сверхновых» режиссеров
В этом году «Кинотавр» делает ставку на малоизвестных режиссеров-дебютантов. Есть все основания надеяться, что почти чудом выживший фестиваль продолжит поднимать «новые волны» в отечественном кино.
Первой и немаловажной сенсацией нынешнего кинофестиваля можно в принципе считать уже тот факт, что мероприятие состоится, поскольку не многое к тому располагало. Пост генерального директора покинул Игорь Толстунов, решивший заняться исключительно продюсерским творчеством, то есть производством фильмов. Кроме того, от «Кинотавра» отказался его многолетний спонсор «Вымпелком», и это свято место по-прежнему остается вакантным. В конце концов бразды правления взял в свои руки президент ОРКФ «Кинотавр» Александр Роднянский, который и оплатил львиную часть бюджета из собственного кармана.
Хочется надеяться, что сам факт выживания фестиваля не станет в результате и главным его событием, и новый «Кинотавр» получится как минимум не скучнее предыдущего, бывшего ярчайшим событием в жизни российского кино-2009. Тот киносмотр, напомним, был богат интересными событиями и скандалами. Не в том смысле, что кто-то дрался и падал в море с теплохода (подобными инцидентами мероприятие славилось в прошлом, когда имело скорее светскую направленность), а именно что творческого, художественного толка. Годом раньше в основной программе показали сразу несколько ударных и неоднозначных фильмов, которые дали наблюдателям веский повод заговорить о «новой волне» русского кино: «Бубен, барабан» Алексея Мизгирева, «Волчок» Василия Сигарева, «Кислород» Ивана Вырыпаева, «Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова. Причем нельзя сказать, что эта «новая волна» вызвала у всех приятные ощущения. У классика Станислава Говорухина долго потом, видимо, возникал перед мысленным взором человек-креветка из альманаха «Короткое замыкание», и режиссер в том числе и с думской трибуны призывал попросить молодых коллег вон из профессии. Зато отчасти благодаря Станиславу Сергеевичу об авторах «Замыкания» узнал мир.
В этом году фестиваль тоже открывает альманах «Москва, я люблю тебя», но от него как будто не приходится ожидать идеологических подлостей или творческих провокаций. Картина перекликается с проектами «Париж, я люблю тебя» и «Нью-Йорк, я люблю тебя», но если там слово давали не только своим, но и иностранным режиссерам, то в данном случае все постановщики русские. Хотя и очень разные -- от Аллы Суриковой и Рустама Ибрагимбекова до Веры Сторожевой и Ивана Охлобыстина. Конкурсная программа также целиком укомплектована фильмами если не сугубо отечественными, то русскоговорящими. Успевшее нашуметь в Канне «Счастье мое» Сергея Лозницы, скажем, снято на украинские, голландские и немецкие деньги, но по нему прекрасно видно, что автор пристально смотрел и «Бумер», и «Брата», и много чего нашего еще. Что до известных имен, то в конкурсе будут показаны «Золотое сечение» Сергея Дебижева, «Человек у окна» Дмитрия Месхиева и «Овсянки» Алексея Федорченко. Но 8 из 14 режиссеров, участвующих в основной программе, дебютанты. И потому интригует, конечно, ждет ли нас «сверхновая» русская волна и что станет ее хитами -- «Слон» Владимира Карабанова, спродюсированная Алексеем Учителем картина «Жить» Юрия Быкова, «Гастарбайтер» Юсупа Разыкова или «Кто я?» Клима Шипенко (в главной роли -- любимец Бориса Хлебникова Александр Яценко).
Судить об этом будет жюри, куда помимо председателя Карена Шахназарова вошли отборщик Канн Жоэль Шапрон, оператор Максим Асадчий, сценарист Юрий Коротков, Иван Охлобыстин, актриса Ирина Рахманова и киновед Наталья Нусинова. Жюри второй по значимости конкурсной программы «Кинотавр. Короткий метр» возглавит Алексей Попогребский. Из внеконкурсных программ следует выделить две. Это курируемая Андреем Плаховым «Летняя эйфория», где будут показывать, что называется, «фестивальное» кино («Как я провел этим летом», «Виноградов Дубосарский: Картина на заказ»). Плюс «Кино на площади», адресованное самым широким массам и укомплектованное недавними русскими хитами проката. Тут и «Черная молния», и «Кандагар».
Закроется фестиваль «Багровым цветом снегопада», последним фильмом умершего в феврале Владимира Мотыля.