Выходные заполнятся ритмичными разговорами
Главный мастер слова и социальный критик российской эстрады презентует «Последний альбом». Битломаны проведут в кинотеатре ночь с Ленноном. Фестиваль французской музыки возглавят лидеры рэпа и авангардной электроники из Великобритании, а австралийские любители выступать в странных местах снизойдут до концерта на клубной сцене.
Noize MC: презентация «Последнего альбома»
Noize MC -- уникальное явление для российской эстрады (в данном случае «эстрада» как констатация популярности и отсутствия жанровых рамок, а не причастность к пошлому российскому поп-мейнстриму). Мастер речитатива издается на звукозаписывающем монстре Universal, звучит в телерадиоэфире, не сходит с печатных страниц и колесит с концертами по всей стране. При этом не теряет прямоты и меткости, которая собирала толпы во времена выступления артиста на Арбате. Главный хит нового альбома начинается с резкого наезда: «В рот я е…л ваш «Первый канал» и продолжается ничуть не более лестно для современного российского телевидения. Обличительное выступление по поводу аварии с участием топ-менеджера «ЛУКойла» прослушано и просмотрено сотни тысяч раз. В ответ на предложение движения «Наши» записать для них гимн выходит трек «Наше движение», где власть имущие и их приближенные удостаиваются не самых приятных метафор и сравнений. В то же время Noize MC не заигрывается конъюнктурными сюжетами и не дает повода усомниться в своей искренности: песен о любви, дружбе и вообще «про жизнь» по-прежнему предостаточно. Девятнадцать из них вошли в «Последний альбом» (на самом деле второй студийный). После дебютной пластинки «Greatest Hits» странно было бы ждать, что в названии второй Noize MC обойдется без легкой провокации.
«Б1 Максимум», 28 мая, пятница, 21.00.
«Ночной показ»: ночь Джона Леннона
Очередное ночное кинобдение под эгидой Фестиваля современного кино «Завтра/2morrow» посвящено выходу нового и единственного одобренного Йоко Оно фильма «Стать Джоном Ленноном». Речь в нем идет еще не о величайшем рок-музыканте всех времен и народов, а о школьнике. Фильм заканчивается накануне вояжа в Гамбург, давшего старт популярности «Битлз». Учитывая провокационность творчества современной художницы Сэм Тейлор Вуд, кинодебют получился едва ли не пуританским. Мелодрама о родственном треугольнике «Леннон-тетя-мама» вышла сентиментальной и традиционной. Зато 42-летняя постановщица сполна компенсировала скандальность уже вне экрана, закрутив роман с Аароном Джонсоном, 19-летним исполнителем главной роли, и забеременев от него. В программе также две документальные ленты: «США против Джона Леннона» и «Последний концерт Джона Леннона в Нью-Йорке 1972». Первый, как нетрудно догадаться из названия, в несколько конспирологической манере рассказывает о взаимоотношениях властей США с таким неудобным и неуемным борцом за мир, гражданские права и свободы. Второй -- единственная полнометражная запись концерта Леннона в его сольной карьере.
К/т «Художественный», 28 мая, пятница, 23.00.
Dizzee Rascal (Великобритания)
До второй половины 2003 года имя 18-летнего рэпера Диззи Раскала было известно лишь его друзьям и полиции. Его история -- классический сюжет «из грязи в князи». Жил в социальной квартире, воспитывался матерью-одиночкой, сменил множество школ (чаще всего из-за конфликтов с учителями и нарушения дисциплины), промышлял грабежами разносчиков пиццы и угоном машин, пока не начал брать уроки музыки в очередной школе. С помощью учителя и классного оборудования он уже вскоре записывал собственную музыку -- шумную, беспорядочную, но идеально подходящую под его необычный стиль читки. Вокруг юного дарования сплотилась группа единомышленников, которая если не придумала, то внесла ощутимую лепту в рождение грайма -- более агрессивного и напористого стиля, чем опрятная и ориентированная на R&B гараж-музыка, доминировавшая тогда в черной клубной культуре Британии. Во второй половине 2003 года едва достигший совершеннолетия Диззи получил одну из главных музыкальных наград Британии Mercury Prize за дебютный альбом «Boy In Da Corner» («Парень в углу»). Став звездой британской рэп-сцены в совсем еще нежном возрасте, Раскал с тех пор лишь укрепил свои позиции: записал три студийных альбома, взял еще несколько наград (среди них NME Award, Urban Music Award, BRIT Award) и основал лейбл для молодой талантливой поросли Dirtee Stank.
Arena Moscow, 29 мая, суббота, с 16.00, в рамках фестиваля Transmusicales.
Также в первый день фестиваля: The Popopopops, Success, Push Up!, Yuksek (все -- Франция), Flammable Beats, Illuminated Faces, Noize Invaders, Ylotana, The Proxy, DJs Bobby Hardcore Liberace, Netik, Troubles (оба -- Франция), Sandra, Eat My Beat Mr. Lenski, F-Step & Flying Rods.
Matthew Herbert’s One Club (Великобритания)
Мэтью Херберт, он же Herbert, он же Doctor Rockpit, он же Radio Boy, он же Mr. Vertigo, он же Transformer, он же Wishmountain. Это не полицейская ориентировка на особо опасного преступника, а лишь перечень псевдонимов авангардного экспериментатора и политически активного электронного музыканта из Британии. Во время своего первого выступления в 1995 году Херберт использовал пачку чипсов в качестве инструмента. В проекте The Mechanics of Destruction («Механика разрушения») 2001 года задействовал для обличения глобализации продукты из McDonald’s и GAP. А на альбоме «Bodily Functions» («Функции организма») в том же году в ход пошли человеческие волосы, кожа и издаваемые внутренними органами звуки. Эксперимент получил высокие оценки критиков и добрался, например, до 16-го места в списке лучших альбомов десятилетия по версии авторитетного в электронной культуре издания Resident Advisor и до 173-го места среди 200 лучших альбомов 2000-х по версии законодателя мод в музыкальной онлайн-журналистике Pitchfork Media. Среди прочих начинаний и проектов 38-летнего музыканта -- продюсирование и ремиксы музыки Moloko, Bjork, R.E.M., Yoko Ono; основание собственного виртуального государства Country X («Почему бы не создать государство? Только на этот раз виртуальное, без необходимости физически защищать свои границы, снижая этим уровень насилия», -- заявил Херберт); провозглашение «Личного договора на написание музыки (включая манифест ошибок)». В договоре с собой музыкант, в частности, запретил использовать драм-машину и существовавшие ранее семплы, а также потребовал, чтобы все записанное в студии можно было воспроизвести живьем.
Arena Moscow, 30 мая, суббота, с 16.00, в рамках фестиваля Transmusicales.
Также во второй день фестиваля: Эрик Трюффаз и Муркоф, Gable, Wankin Noodles (все -- Франция), Matthew Herbert’s One Club (Великобритания), Pompeya, 7he Myriads, Mujuice, Ketamine Orchestra, Cops on Fire, DJs Morpheus (Бельгия), Missil (Франция), Erol Alkan (Великобритания), Юрий Сапрыкин, Lipelis, Raketa, Андрей Панин, Винилкин.
My Disco (Австралия)
К диско My Disco не имеют никакого отношения. Трио на две трети состоит из музыкантов (братья Эндрюс: басист/вокалист и гитарист) почившей мельбурнской группы Clann Zu -- самобытной, интересной и недооцененной команды, смешивавшей мат-рок, электронику, панк и кельтские мотивы. Поначалу My Disco прославились любовью к выступлению в самых необычных местах: на тротуарах, в арт-галереях и складах. Оставшись без вокалиста Clann Zu Деклана де Барры, My Disco, не мудрствуя лукаво, отказались от фолк/этно-составляющей и бросили все силы на минималистичный мат-рок: «металлический», ритмичный, выверенный. И в этом весьма преуспели: записали два альбома «Cancer» («Рак») и «Paradise» («Рай»), объездили с концертами полмира, поработали с гуру мат-рока продюсером Стивом Альбини. С марта этого года My Disco находятся в процессе записи третьего альбома, так что давние и преданные поклонники группы могут рассчитывать на свежий материал.
«16 тонн», 29 мая, суббота, 0.00.