Москва
22 ноября ‘24
Пятница

«Зимняя эйфория» стала антикризисной

Традиционный кинофестиваль «Зимняя эйфория» открылся «Удушьем» и закрылся скандальным поцелуем Скарлетт Йоханссон и Пенелопы Крус. С 17-го по 22 декабря в кинотеатре «Ролан» куратор программы кинокритик Андрей Плахов показал семь, на его взгляд, лучших фильмов зимнего проката. Слоган мини-фестиваля -- «Наш ответ кризису».

Актуальная антикризисная подоплека фестиваля, строго говоря, вышла несколько притянутой. Ни в одном из фильмов ни прямо, ни косвенно текущие экономические и социальные проблемы не обсуждаются. Антикризисной программу можно считать скорее по духу, в целом легкомысленному.

Придурки и бандиты

Откроются декабрьские киновечера Андрея Плахова циничной и вызывающе вульгарной комедией «Удушье», поставленной Кларком Греггом. Это его режиссерский дебют. До сих пор Грегг был известен как актер, игравший в основном роли второго плана. Материал он выбрал практически беспроигрышный – сочинение Чака Паланика, знаменитого автора «Бойцовского клуба». Роман «Удушье» начинается с рекомендации не читать эту книгу, в которой ничего хорошего не содержится, а главный герой законченный придурок и бездельник. Виктор Манчини зарабатывает неплохие деньги, изображая приступы удушья в ресторанах, а потом наживаясь на сердобольных гражданах, которым кажется, что они должны помогать смертельно больному бедолаге. Кроме того, Манчини служит ряженым экскурсоводом в «историческом» парке развлечений, страдает специфическим расстройством «сексоголизмом» и навещает больную мать, которая в итоге откроет ему неожиданную семейную тайну. Фильм заслужил в этом году спецприз жюри фестиваля «Санденс».

История фестиваляФестиваль «Эйфория» вырос из программы московского кинофестиваля «АиФория», куратором которой в 2001--2003 годах был Андрей Плахов и которая была организована совместно с издательским домом «Аргументы и факты». Зимой 2003 года прошел первый самостоятельный фестиваль «Рождественская АиФория». Нынешнее название появилось после прекращения сотрудничества с АиФ в 2005 году. С тех пор к зимней «Эйфории» добавились весенняя и осеняя.

Поддерживает несерьезное настроение хулиганский боевик Гая Ричи «Рок-н-рольщик», сделанный в духе прославивших режиссера фильмов «Большой куш» и «Карты, деньги, два ствола». «Рок-н-рольщик» развивает популярную в последние пару лет тему русского криминалитета в Лондоне. Наши соотечественники проворачивают в британской столице колоссальную аферу с недвижимостью. На заработанные ими шальные миллионы претендует колоритная группа местных гопников. Самого отчаянного из них прозвали Один-Два, и играет его Джерард Батлер, вполне успешно заменяющий Джейсона Стэтема в бандитском мире Ричи. Особый колорит просмотру должен придать перевод, специально заказанный Гоблину.

Второй комедийный боевик «Пятница. 12», отобранный Плаховым, снят в России. Некий маньяк в последнюю пятницу месяца выходит на охоту и убивает подвернувшуюся под руку барышню. Жертв набралось 12. Город живет в ужасе. А по следу убийцы идет свихнувшийся следователь, сам смахивающий на маньяка. Устроена комедия как детективный перевертыш, в котором все не те, кем кажутся. С точки зрения Плахова, режиссер Владимир Зайкин («Слушатель», «Чисто по жизни», «Привет от тезки») неожиданно предугадал нынешнюю кризисную атмосферу и фильм смотрится на редкость актуально. Кроме того, как минимум любопытно, как актер Никита Высоцкий пародирует своего отца в роли сыщика Жеглова.

Романтики и политики

Пару боевиков уравновешивает пара мелодрам. «Семейная тайна» Клода Миллера, называющего себя последователем Трюффо, сделана в духе характерного французского романтического психологизма. Это камерное и изящное кино об одиноком мальчике, через воображение и восприятие которого показано прошлое его родителей.

Вторая семейная история, американская, выглядит более интригующей. В фильме Сэма Мендеса («Красота по-американски») снова встречаются Кейт Уинслет и Леонардо ди Каприо. Допустим, «Титаник» не утонул. Ди Каприо и Уинслет поженились. Он нашел работу клерка. Она стала домохозяйкой. И все опять кончилось плохо. Бытовая рутина разрушила внешне идеальную жизнь, и герои надеются начать все сначала, сбежав во Францию. Фильм заслужил несколько номинаций на «Золотой глобус» и наверняка будет претендентом на «Оскар».

Кинотеатр «Ролан»17 декабря, 21.00, «Удушье»/«Choke». 18 декабря, 21.00, «Семейная тайна»/«Un secret». 19 декабря, 21.00, «Пятница. 12». 19 декабря, 23.00, «Дорога перемен»/«Revolutionary Road». 20 декабря, 21.00, «Фрост против Никсона»/«Frost/Nixon». 21 декабря, 21.00, «Рок-н-рольщик»/«RocknRolla». 22 декабря, 21.00, «Вики Кристина Барселона»/«Vicky Cristina Barcelona».

Та же участь ждет, очевидно, и политическую драму «Фрост против Никсона», претендующую на пять «Глобусов». Режиссера Рона Хауарда бросает из одного жанра в другой. С рождественской сказки про Гринча он переключается на интеллектуальную драму «Игры разума». А после слащавой боксерской биографии «Нокдаун» снимает конспирологическую экранизацию «Код да Винчи». На этот раз он ушел в серьезную политику и показал, как президент Никсон оправдывался в прямом эфире за уотергейтский скандал перед телеведущим Фростом.

Антикризисный поцелуй

Закроется фестиваль легкомысленно -- поцелуем Скарлетт Йоханссон и Пенелопы Крус. В романтической комедии Вуди Аллена «Вики Кристина Барселона» две американские туристки в исполнении Скарлетт Йоханссон и Ребекки Холл отправляются в Испанию на поиски приключений. В Барселоне они их находят благодаря обольстительному испанскому художнику (Хавьер Бардем) и его бывшей жене (Пенелопа Крус). Лесбийская сцена Йоханссон и Крус стала одной из самых популярных таблоидных тем в этом году. Аллен и не подозревал, что его непритязательная летняя комедия будет лечить москвичей от зимней кризисной депрессии.

Полная версия