Москва
26 декабря ‘24
Четверг

Лондон предлагает русским Шишкина и Поленова, Пикассо и Сутина

Накануне июньских лондонских торгов в Москве открылись выставки топ-лотов британских аукционов. Sotheby`s в ГИМе кроме Шишкина, Анненкова и Фаберже предлагает Дерена, Пикассо и Сутина. MacDougall`s в ЦДХ - пейзажи Поленова, Левитана и графику Пожедаева.

Британские аукционисты в основном настроены оптимистически. Финансовый кризис у них вызывает меньше опасений, чем вулканический пепел над Атлантикой и Европой, из-за которого они не смогли привезти в Москву все, что намеревались здесь показать. По крайней мере так они заявляли на своих пресс-конференциях.

Неравные пары

Хотя Sotheby`s не привез сверхтоповых Эдуарда Мане и Ива Кляйна, все равно его подборка избранных лотов аукциона «Импрессионисты и искусство XX века» выглядит достаточно представительной. Более того, этот раздел по замыслу экспозиционеров должен несколько валоризировать эстетическую (понятно, и коммерческую) ценность произведений русского искусства, которые расположены тут же, по соседству, ведь главная задача сотбисного посольства в Москве -- это завлечь покупателей на русские торги, которые пройдут в Лондоне. Для того и составлены два каталога: один к аукциону 7 июня -- «Шедевры русского искусства» (26 лотов), другой к торгам попроще -- «Русское изобразительное искусство» (377 лотов), которые пройдут 9 июня.

Впрочем, подобрать к картинам русских передвижников, кубофутуристов, мирискусников и даже соцреалистов парные опусы французских модернистов оказалось довольно затруднительно. Рядом с мощной и раскованной живописью Хаима Сутина («Камердинер», эстимейт -- ₤7-9 млн) и Пикассо («Сидящая женщина с кошкой», ₤4-6 млн) кубистский «Клоун» «русской парижанки» Марии Васильевой (₤100-150 тыс.) выглядит как домашнее рукоделье. Всего лишь графический набросок к «Розовой обнаженной» Матисса (₤1,5-2,5 млн) притягивает к себе сильнее, чем розово-голубая «Обнаженная» Зинаиды Серебряковой (₤80-120 тыс.). А сопоставление смелой французской живописной манеры -- «Деревья в Коллиуре» Андре Дерена (₤9-14 млн), «Завтрак, радиатор» Пьера Боннара (₤2,5-3,5 млн) -- с русским вариантом импрессионизма -- «На юге Франции» Константина Коровина (₤300-500 тыс.) и «Вид на Ай-Петри. Крым» Сергея Виноградова (₤100-150 тыс.) -- явно не в пользу последних.

Разумеется, мэтры французской модернистской живописи не в пример более раскручены арт-рынком, чем русские художники. Но дело еще и в том, что представленные на нынешней выставке работы Дерена и Матисса этапные для творчества этих больших художников, а следовательно, и вообще для искусства XX века. Не случайно и то, что показательный для фовистского периода Дерена пейзаж в Коллиуре долгие годы хранился в личной коллекции знатока французской живописи, пропагандиста творчества Сезанна, Ренуара, Гогена и Пикассо, легендарного маршана Амбруаза Воллара. Кстати, все Vollard Estate (наследие Воллара), находившееся с 1940 года в сейфе парижского банка Societe Generale и состоящее из 140 работ знаменитых художников -- друзей маршана, уйдет с молотка в Париже 29 июня.

Что касается произведений русских живописцев, в большинстве своем это типовые, а отнюдь не топовые и этапные вещи. Чаще всего художники-эмигранты были вынуждены их производить поточным способом, просто для подработки. Впрочем, изредка им перепадали и спецзаказы от нуворишей, как, например, по-салонному выглаженный «Портрет будущей герцогини Анри де Буажелен» кисти Льва Бакста (₤300-500 тыс.). Или как входящий в африканскую серию Александра Яковлева (заказ автомобильного магната Андре Ситроена) то ли портрет, то ли экзотическая зарисовка «Тити и Нарангхе, дочери вождя Екибондо» (₤700-900 тыс.). Не для заказа, правда, а для души в своей характерной манере салонного кубизма Юрий Анненков написал «Портрет Зиновия Гржебина» (₤0,8-1,2 млн). Ранее известный лишь по репродукциям портрет издателя «Жупела» и серии книг «Шиповник» поступил на аукцион с верным провенансом -- от парижских наследников Гржебина.

Разумеется, и в этот раз Sotheby`s не обошел вниманием тех, кто привык к традиционному ассортименту русских торгов. Для них припасены типовой Айвазовский -- марина «Закат над Искьей» (₤600-800 тыс.) и привычный «широколиственный» Шишкин -- «Чернолесье» (₤1-1,5 млн). И как продолжение ботанической темы -- топ-лот коллекции Фаберже -- золотой цветок, покрытый эмалью и украшенный драгоценными камнями (₤200-250 тыс.), некогда подаренный британской королевой Александрой леди Айви.

Мелеющий фарватер

Молодой аукционный дом MacDougall`s строго придерживается взятого пять лет тому назад курса исключительно на русское искусство. Тем показательнее подборка его топ-лотов, которая демонстрируется сейчас в ЦДХ. Судя по ней, фарватер russian sale мелеет. Такие глубины, как пейзаж Василия Поленова «Речка с лодкой» (₤450-650 тыс.) или этюд Исаака Левитана к картине «Иллюминация Кремля, посвященная коронации Николая II»(₤600-900 тыс.), встречаются все реже и реже. Видимо, поэтому MacDougall`s пытается лавировать, то есть переходить от живописи к графике, а от них и к иконописи, которой теперь уже (или еще) мало кто занимается. К своим русским торгам (7, 10 и 11 июня) аукционный дом выпустил трехтомный каталог с 137 иконными лотами, 484 живописными и 649 графическими. Может быть, аукционисты полагаются в основном на вал?

Полная версия