The Cranberries: сто грамм для храбрости
Ирландские звезды 90-х не только воссоединились для масштабного турне и добрались до Москвы. Слухи о том, что The Cranberries разбежались, опровергнуты самими музыкантами. Солистка Долорес О`Риордан заявила, что не видит себя вне группы и не собирается завязывать с рок-н-роллом еще лет сто. Наученные опытом других гастролеров, The Cranberries не собираются знакомить Москву со свежими творениями и сделают упор на выдержанные хиты.
Принцесса «клюквы»
В 1990 году в городке Лимерик существовала полулюбительская группа The Cranberry Saw Us. Ее название в духе места обитания было построено на трудно переводимой игре слов, стебающей День благодарения. У ребят была локальная популярность и большие амбиции. Но однажды вокалист Ниалла Куинн привел на репетицию свою школьную подругу по имени Долорес и заявил, что уходит в другой проект, а петь отныне будет она.
Крохотная и худая девушка была облачена в фантастического покроя розовое платье и держала под мышкой детский синтезатор «Касио». «Сыграйте что-нибудь, мальчики!» -- потребовала гостья, а прослушав, удовлетворенно кивнула. На следующее утро она принесла тексты сразу для двух композиций -- «Dreams» и «Linger». Обе впоследствии стали первыми хитами группы, и являются ими по сей день.
Быстрота, натиск и талант девушки так поразили музыкантов, что они безоговорочно приняли ее в коллектив, окрестив Принцессой. По ее просьбе изменили и название на The Cranberries. Так Долорес О`Риордан, младшая из семи детей простого рабочего, стала фронтледи второй по значимости группы Ирландии.
А зомби здесь тихие
Несмотря на легко подписанный контракт с компанией Island Records, «Ягодки» долго не могли достучаться до сердец соотечественников и ближайших соседей. Живые выступления не ладились. Чего стоит знаменитый пресс-концерт в Лондоне летом 1991 года. Написавшие хвалебные отзывы о дебютном EP «Uncertain» журналисты увидели на сцене угловатых, парализованных страхом провинциалов, причем одетая как пугало вокалистка все время норовила повернуться к публике задом.
Тем не менее группа отправилась в турне по Америке, где к их застенчивости и активному потреблению алкоголя относились с пониманием -- именно так и должны были вести себя настоящие ирландцы. Вернувшись домой, музыканты с удивлением обнаружили, что их песни звучат едва ли не из каждого окна.
Второй альбом «No Need To Argue», выпущенный в 1994 году (сам материал был сочинен гораздо раньше), многими поклонниками совершенно справедливо считается непревзойденным. А песня «Zombie», достигшая высшей позиции в хит-параде Соединенного Королевства, признана лучшей из того, что вышло из-под пера The Cranberries.
Продвинутые британцы, да и меломаны остального мира поняли, что эта группа пришла всерьез и надолго. И их негромкие, где-то наивные и откровенные, как школьные сочинения, опусы – четкая примета 90-х.
Затянувшийся перерыв
«Клюковки» вышли на прямую, как оказалось, финальную. Выпускаемые одна за другой пластинки были крепкими, как подошвы пастушьих сапог, и похожими друг на друга, как две вареных картофелины. Выяснилось, что Долорес прекрасно танцует степ (от былого стеснения не осталось и следа) и обожает папу римского Иоанна Павла II. Он отвечал ей взаимностью и дважды приглашал выступить в Ватикане. Его предложение она приняла. А Джеймсу Кэмерону, просившему написать заглавную тему для «Титаника» и спеть ее, отказала. Долорес просто ждала очередного ребенка, и ей было не до блокбастеров.
Правоверная католичка, она знаменита как ярая противница абортов – про это и поет, и жертвует огромные деньги на борьбу с этим злом. Что для нее не проблема, поскольку Долорес официально считается самой богатой женщиной Ирландии.
У нее четверо детей и муж Дон Бартон, бывший гастрольный менеджер Duran Duran, с которым она случайно познакомилась в турне, и с тех пор «другие мужчины перестали для нее существовать». Дон занимается и ее сольными проектами, которые затянулись на семь долгих лет против обещанных двух. За это время вышли две сильнейших пластинки. Приезжала Долорес и на концерт в Москве. Тогда, в 2008 году, в интервью автору этих строк певица призналась, что ненавидит самолеты, любит баранину, а в России собирается дни и ночи напролет пить водку, закусывая икрой. И вот она вернулась уже в теплой компании.
«Zombie» оживут
О воссоединении, пока скромном, ради турне гитарист Ноэль Хоган заговорил еще в конце прошлого года. Позднее планы были расширены. Речь уже шла о полноценном возрождении группы к жизни -- выпуске студийного альбома и съемках фильма. В апреле, чтобы, как считают некоторые, подогреть интерес к предстоящему туру, группа неожиданно выпустила свой первый официальный концертник «Bualadh Bos: The Cranberries Live».
На удивление цельный, чистый и умиротворенный, он звучит словно музыкальное извинение перед публикой за сценические провалы первых лет. И даже если стеснительность перед новой аудиторией музыканты, по словам Долорес, по-прежнему снимают при помощи горячительных напитков, кто может их осудить? Точно не Москва, которая уже давно ждет случая повздыхать, посмеяться и сплясать джигу со слезами на глазах под «Animal Instinct», «Salvation» и великую «Zombie».
Концерт состоится 21 мая в ГЦКЗ «Россия» в Лужниках.