Москва
22 ноября ‘24
Пятница

В премьерах недели исторические и культурные герои

В «Робин Гуде» Рассел Кроу играет в Ленина, а в «Непокоренном» Морган Фримен учит Мэтта Деймона играть в регби. В «Неудачниках» на всю катушку эстетствует Жан-Пьер Жене. А в «Выходе через сувенирную лавку» мы близко знакомимся с одним из главных современных художников, хотя по-прежнему его не видим.

«Робин Гуд»

Robin Hood

США–Великобритания, 2010

Режиссер Ридли Скотт

В ролях: Рассел Кроу, Кейт Бланшетт, Марк Стронг, Макс фон Зюдоф.

Ридли Скотт не стал перепевать снятые ранее экранизации легенды о британском лучнике-партизане (наиболее известная – «Робин Гуд – принц воров» с Кевином Костнером), а сделал фильм о том, чем был занят герой, пока не подался в леса. Выясняется, в частности, что Робин успел не один год повоевать под знаменами Ричарда Львиное Сердце. Более того, после гибели короля во Франции именно он доставил корону в Лондон. Долгое время довольно успешно представлялся аристократом, спас страну от неминуемой гибели, но параллельно развернул не столько разбойничью, сколько конкретно революционную деятельность, за которую и угодил в опалу. Действие картины протекает примерно в то же время, что и в «Царствии небесном», и в ней все устроено, как любит Ридли Скотт: лязг мечей, треск щитов, от топота копыт пыль по полю летит. Плюс лирическая линия. Кроу снялся у режиссера в пятый раз и в свои 45 стал самым немолодым Робином Гудом в истории кино.

«Непокоренный»

Invictus

США, 2009

Режиссер Клинт Иствуд

В ролях: Морган Фримен, Мэтт Деймон, Скотт Иствуд.

Фильм о видном южноафриканском политике Нельсоне Манделе, отсидевшем 27 лет в тюрьме и ставшем первым темнокожим президентом ЮАР. Впрочем, «Непокоренный» менее всего похож на типовой байопик и оказывается причудливой смесью политической агитки и спортивной драмы. Думающий об улучшении позиций страны на мировой арене президент (Фримен) вдруг обращает пристальное внимание на национальную команду по регби, компанию крепких аутсайдеров во главе с белым капитаном (Дэймон), на которого косо смотрят не только немногочисленные болельщики, но и игроки. Пара-тройка задушевных бесед, усиленные тренировки, избавление от колониальных комплексов, и закономерный финал – в 1995-м команда заняла первое место на чемпионате мира. «Непокоренный», возможно, не лучший режиссерский фильм Иствуда, но и совершенно точно не провал. 79-летний постановщик держит марку и допускает лобовой пафос, политкорректные истины и прямолинейность сюжета с только ему, наверное, позволительной легкостью и убедительностью. Живи мы в СССР, советские чиновники галстуки съели бы, лишь бы уговорить режиссера экранизировать брежневскую «Малую землю», чтобы не стыдно было показать в мировом прокате. За фигурой героя Моргана Фримена, как и ранее в «Малышке на миллион долларов», безошибочно угадываются фирменные черты Клинта.

«Неудачники»

Micmacs à tire-larigot

Франция, 2009

Режиссер Жан-Пьер Жене

В ролях: Дани Бон, Андре Дюссолье, Иоланда Моро.

Компания живописных французских фриков, обитающих в подземном бункере, развлекает себя и горожан изобретательными хеппенингами, но вообще-то подумывает установить мир во всем мире, выведя из строя две влиятельные оружейные компании. С переменным успехом поиграв в массовое кино («Чужой 4: Воскрешение», «Амели», «Долгая помолвка») и имея в перспективе проект, который будут продюсировать Джексон и Спилберг, в «Неудачниках» Жене воспроизводит атмосферу своих ранних лент «Деликатесы» и «Город потерянных детей». То есть не слишком заботится об осмысленности сюжета, но наводит в кадре немыслимую красоту. Перед нами лавка чудес, под завязку набитая механическими мышками, красными матерчатыми чертиками, кроликами в цилиндрах и феерическими цирковыми номерами. Чудесная музыка, как всегда у главного французского кинокудесника, прилагается.

«Выход через сувенирную лавку»

Exit Through the Gift Shop

США–Великобритания, 2010

Режиссер Бэнкси

В ролях: Бэнкси, Тьерри Гетта, Джошуа Ливайн.

По-хорошему дикое полудокументальное кино о знаменитом современном художнике Бэнкси, уличном в том смысле, что он промышляет не портретами на Арбате, а настенными граффити по всему миру. Бэнкси начинал в середине 90-х с масштабных картин радикально-политического толка и за полтора десятилетия ничуть не растерял задора. Сегодня за ним гоняются не полицейские, а коллекционеры, работы имеют спрос на главных мировых аукционах, а среди постоянных покупателей числятся ценители уровня Анджелины Джоли и Брэда Питта. Не портят малины и регулярно приключающиеся скандалы. В 2006-м он тайком менял на полках магазинов пластинки с дебютным альбомом Пэрис Хилтон на диски своего приятеля, тогда еще малоизвестного сочинителя по кличке Danger Mouse. Недавно влетело одному работнику ЖКХ, который случайно закрасил очередную картину Бэнкси, приняв ее за не представляющую ценности мазню. Фильм рассказывает как о наиболее ярких подвигах Бэнкси, так и о секретах его творческой кухни. При этом сам режиссер и исполнитель главной роли по обыкновению прячет лицо. У нас картина выйдет 15 копиями, что для такого рода продукта рискованно много. Впрочем, у художника хватает поклонников, а широкие массы могут иметь о нем представление благодаря культурному скандалу трехлетней давности. Фотография российской арт-группы «Синие носы» «Целующиеся милиционеры», которую не пустили на выставку в Париж, вдохновлена работой англичанина.

Полная версия