Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Многообразие вторичных идей

Уже шестнадцать лет немцы De Phazz диктуют моду в легких музыкальных жанрах, не отступая от своих же стандартов. На восьмом студийном альбоме «LaLa 2.0» коллектив Пита Баумгартнера не идет вперед, но, как шоколадом, угощает меломанов джазом в тонкой электронной обертке.

Фазы джаза

История многих групп начинается с «каморок за актовым залом», родительских гаражей или захламленных спален. Но есть и те, кто взял старт сразу из солидных студий. Так родилась известнейшая европейская лаунж-формация De Phazz.

В начале 90-х годов умеренно известная немка Барбара Лар оставила певческую карьеру в группе Janet The Planet и решила работать сольно. Вот только ее творческий прогресс тормозил маломощный домашний компьютер. Это сегодня на ультратонком лэптопе можно сочинить целую оперу. А тогда Лар приходилось ограничиваться музыкой для театра и кино. Певица откладывала более серьезные задумки до тех пор, пока на горизонте не показался Пит Баумгартнер -- композитор, арт-дизайнер и владелец собственной студии звукозаписи.

Основным фронтом работы Баумгартнера была музыка для рекламы – жанр, где удачно украденная идея порой ценнее оригинальной. Да и сам Пит скромно называл себя любителем звуковых коллажей. Свою студию он сдавал внаем разным артистам, попутно выискивая интересные личности для своих проектов. После его встречи с Барбарой в 1994 году и появился на свет De Phazz. Год спустя коллектив пополнился еще одним колоритным вокалистом. Уроженец Южной Каролины Карл Фрирсон приехал на одну из натовских баз Германии в составе госпел-хора армии США, «дезертировал» на местную сцену и уже оттуда попал под продюсерскую опеку Баумгартнера.

В своем сольном альбоме«Tales of Trust» Пит Баумгартнер все же постарался создать что-то новое, не похожее на музыку его группы. Не удивительно, что на обложке его пластинки большими буквами написано: «Это не альбом De Phazz!»
Дебютный альбом De Phazz «Detunized Gravity» (1997) стал отражением перемен, наметившихся в легких жанрах. Умирающее техно сменил гибкий драм-н-бейс, модный трип-хоп еще был в силах удержаться от самоповторов, а джазовые приемы освежили скучноватый хаус. Кислотный «джаз будущего», спрятанный в названии группы, и стал основой для музыкальных аппликаций герра Баумгартнера и компании.

Своими живыми выступлениями De Phazz наглядно показал, что легкая музыка не обязательно состоит из одних лишь диджейских вывертов. В обширном составе группы нашлось место ударнику, нескольким гитаристам, секции духовиков (тромбонист и саксофонист), танцорам и даже мастеру видеоарта. С 1998 года сменилась ведущая вокалистка. Вместо Барбары Лар в пару к темнокожему американцу Фрирсону пригласили фактурную мулатку Пэт Эпплтон.

Шоколадная фабрика De Phazz

Ко второму альбому «Godsdog» (1999) De Phazz окончательно нащупали свой путь, отойдя от клубного стиля с навязчивым ритмом в сторону так называемого «easy listening». Арсенал группы пополнился светским соулом и причесанной этникой. От старых работ на долгую память остался разве что густой, неспешный бас. А дальше началось неизбежное повторение пройденного, без потери в качестве, но и без существенных прорывов. Счастливый творческий застой обернулся для немцев «смертью от шоколада» («Death by Chocolate» – название их третьего альбома), когда объедание музыкальными лакомствами привело к завороту кишок. Впрочем, вопросы дозировки больше важны критикам для сравнения коллектива с конкурентами -- The Cinematic Orchestra, Gabin или Gotan Project. А для слушателей каждая новая пластинка De Phazz – это порция привлекательных мелодий, которые можно считать расслабляющим фоном, а можно исследовать снова и снова.

Не надо LaLa

При этом немецкому коллективу не откажешь в чувстве юмора и самоиронии. Чего стоит хотя бы насмешливый номер «Just a File», открывающий новый альбом «LaLa 2.0». В нем Пэт Эпплтон сладким голоском перечисляет все обычные упреки в адрес De Phazz. Мол, не песни у нас, а «просто файлы», приметных мелодий нет, отдельных нот не разобрать, а тексты и вовсе не нужны. Конечно, все не так печально. Выискивать детали в обволакивающей дымке джаза и соула попросту лень. Вместо пунктирных мелодий в памяти оседают яркие фрагменты, будто созданные для рекламных роликов. А в череде богатых на созвучия каламбуров, как в самбе «No Story» или регги «Fear is my business», проскальзывают и серьезные мысли.

Вторичность идей не отменяет их многообразия. Музыка «LaLa 2.0» -- это прохладная босанова («Chez Clerambault»), вальяжный свинг для авантюристов («Slums of Monte Carlo»), электронные танцы с нарезкой сэмплов из голливудской классики: тревожной медью духовых и сентиментальными скрипками («Jazz is the Move»). Меняющийся ритм порой заводит пластинку в прыгучий биг-бит a la «Фэтбой Слим» («Hot Little Harp») или, наоборот, в чувственное даунтемпо («No Lie», «When No Words Come»).

De Phazz не боятся обвинений в подражательстве. По словам Пита Баумгартнера, «новую музыку сегодня почти невозможно сочинить, ее и так уже слишком много. Никогда не угадаешь, сам ты придумал мелодию или просто услышал ее в магазине». Честно признавшись, что не открывают музыкальных Америк, обстоятельные немцы продолжают привычное дело – создают вещи, не мешающие работе и скрашивающие досуг. А большего чаще всего и не требуется.

Полная версия