Москва
5 ноября ‘24
Вторник

«Падла» заразилась панковским бешенством

Всего за год группа Padla Bear Outfit стала одним из самых обсуждаемых событий в отечественной музыке. Обманчиво простая музыка Арсения К. с хитрой начинкой из русского и иностранного рока, электроники и фолка вызывает дежавю, провоцирует споры, но редко оставляет равнодушным.

Искусство раздражать

Едва появившись на свет в 2009 году, группа Padla Bear Outfit сразу стала предметом ожесточенных споров. Отечественные журналисты, критики и просто любители музыки никак не могли понять, кто же так внезапно, почти ниоткуда свалился на их головы -- хипстер-пересмешник, мифический рок-н-ролльщик Гая Ричи или, может, даже оживший призрак русского рока?

Медведь Падла -- это Арсений К., не афиширующий свою фамилию поэт и музыкант из Питера, единоличный автор и идеолог проекта. Одни видят в нем наследника советских рокеров-восьмидесятников, хвалят за широкий кругозор и просвещенное западничество. Другие называют пустышкой, упрекают в неискренности и надуманности. В чем-то правы и те и другие.

Как и многие рок-герои тридцатилетней давности, Арсений вырос в приличной семье, чуть ли не с пеленок приобщился к небанальной музыке и читал умные книги. Получил классическое образование в Санкт-Петербургском университете культуры и искусств. Играть на гитаре Сеня научился в музыкальной школе в 12 лет. Участвовал в коллективах «The Богатые тоже плачутs» и «ЦРУ». Как настоящий ленинградец, он видит рок-н-ролл образом жизни, а музыку называет не просто развлечением, а манифестом. Другое дело, что не все ему верят.

Одна из главных черт Арсения и его трио Padla Bear -- это творческая ветреность, редко простительная кому-то, кроме корифеев. Небрежное жонглирование музыкальными трендами многим пришлось по вкусу, а некоторых, наоборот, заставило лишний раз задуматься об искренности артистов. Хороший повод пнуть Медведя Падлу -- это склонность Арсения к красивым и многозначительным позам, как на концертах, так и в жизни. Скажем, однажды он устроил «опасную» прогулку по ночному Иванову в модных изодранных джинсах и винтажных темных очках Ray-Ban.

Плодовитость Арсения граничит с графоманией. За минувший год под маркой Padla Bear Outfit вышло четыре альбома -- огромных, одинаково сырых и непричесанных, но совершенно разных по стилю. Их названия, нарочно написанные латиницей, как на пиратских mp3-дисках, тоже как бы арт-провокация: неподъемный альбом из 45 песен называется «n i c h e g o», а сборник хитов -- «Musor».

Удар по моде

Первый альбом, который Арсений К. записал практически в одиночку, был озаглавлен словечком «Hipster». В общих чертах оно означает молодого модника, не жалеющего сил в погоне за актуальностью абсолютно во всем. Сам Сеня не скрывает, что относит к хипстерам и себя. Потому его взгляд изнутри на «поколение прожигателей жизни» вроде бы ценнее простого презрения в их адрес.

При этом есть своя ирония в том, что главная аудитория группы Padla Bear сегодня -- те самые столичные франты, которых Арсений сколько угодно может поносить, но с которыми накрепко связан. Кто-то из них, без сомнения, оценит иронию песен «Супермаркет» и «За белым кроликом». Но будут и те, кто запомнит разве что рефрен «В городе Кижи бомжи».

На счету питерского трио Padla Bear Outfitпомимо своих альбомов еще и совместные работы с электронщиками Александром Зайцевым и Ильей Барамией из «Елочных игрушек» и «Самого большого простого числа». Кроме того, Арсений К. вместе с певицей Галей Чикис входит в состав группы «Сабля», уже выпустившей дебютный альбом «Ни машины, ни времени».
Музыкальная сатира на хипстеров стала первой прививкой чужеродного антифолка на отечественную рок-почву. Следующий альбом «n i c h e g o» довел идею «русского lo-fi» до логического конца. Смесь расстроенной акустики с дешевой электроникой, отзвуки песен с давно затертых кассет вызывают по крайней мере тень сопереживания, смутную ностальгию и чувство, что ничего нового ждать не стоит. Недаром музыкант первым делом заявляет: «Здесь нет ничего для айпода твоего». Одна беда: переизбыток такой музыки оставляет неприятное ощущение какой-то ущербности.

От мусора к року

В третьем альбоме «Xalkolivan» Арсений К. с товарищами взялись за психоделический рок и вызывающий клаустрофобию темный эмбиент, а затем стремительно ужесточили звук. Свой панковский порыв группа зафиксировала в сборнике «Musor», объединившем студийные и концертные записи лучших вещей. А следующим шагом стала недавний выпуск первого диска на физическом носителе -- нового сборника под названием «Padla Bear Outfit».

Этот сборник можно назвать демонстрацией достижений быстро растущей группы. На нем в правильной пропорции собраны и тихие игры в new weird music («новую странную музыку»), и электронная кустарщина, и мощные живые номера. Музыканты вспоминают любимых Velvet Underground, Гребенщикова или «Кино», цитируют популярных электронщиков Crystal Castles, громыхают в манере мотобанды Black Rebel Motorcycle Club. Боевики «Green», «Жало» или «Потанцевать» наглядно демонстрируют нынешний главный козырь Padla Bear -- напор и непоколебимую уверенность в себе, которых часто недостает независимой музыке.

Критиковать Медведя Падлу по-прежнему есть за что. Но сейчас группа явно набирает форму, и, кажется, уже не столь важно, играет Арсений К. в рок или на самом деле живет им.

Полная версия