Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Разбитые сердца и колокольчики

Музыкант и продюсер Danger Mouse хорошо знает секреты музыкального успеха. После участия в визионерском проекте Дэвида Линча «Dark Night Of The Soul» он стал участником дуэта Broken Bells, который выпустил одноименный альбом.

Вместе с рок-певцом Джеймсом Мерсером Опасный Мыш сочиняет тонкую поп-музыку с большим коммерческим потенциалом, но оставляет простор и для экспериментов.

Талантливый Опасный Мыш

Сутулый флегматик с прической «афро» Брайан Бертон в мире музыки известен как Danger Mouse -- уникальный продюсер с тонким чутьем на успех и упрямством независимого творца. Журнал NME уважительно именует его наполовину Канье Уэстом, наполовину Брайаном Ино, а Paste -- лучшим продюсером десятилетия. Только такой человек мог успешно начать большую карьеру со спорной идеи микста The Beatles и Jay-Z в 2004 году. С тех пор Опасный Мыш большую часть времени наводит лоск на чужую музыку и пока ни разу не заставил в себе разочароваться. Достаточно вспомнить его основных клиентов -- Дэймона Албарна (и во плоти, и в составе мультяшных Gorillaz), Бека Хенсена, блюз-рокеров Black Keys, бристольскую диву Мартину Топли-Берд.

При этом Бертон не всегда довольствуется ролью играющего тренера. В своих собственных проектах он сразу и участник, и начальник, и самый взыскательный критик. Недаром в числе своих кумиров Мыш называет невротика и перфекциониста Вуди Аллена. А из всех работ Бертона самый громкий успех снискал созданный им поп-дуэт Gnarls Barkley, в котором Мыш стал автором всей музыки и превратил рэпера Си-Ло в записного соул-соловья.

Надо сказать, что Бертон не из тех, кто гонится за славой ради нее самой. Иначе он бы просто наштамповал десяток песенных клонов своего хита «Crazy». Просто известность и признание в определенной степени развязывают творцу руки. Наглядный тому пример -- прошлогодняя пластинка «Dark Night Of The Soul». На ней тандем Бертона и Марка Линкуса занимался звуковым воплощением визуальных идей режиссера Дэвида Линча. Продюсерскую волю исполняли десяток именитых вокалистов, от Игги Попа и Фрэнка Блэка до самого режиссера.

В этом альбоме немалую часть работы проделал именно Дэнджер Маус. Ему же пришлось отвечать перед рекорд-лейблом за какие-то мифические нестыковки в договоре, из-за которых пластинка официально не вышла до сих пор. Но все же его персона оказалась задвинута на второй план -- сначала авторитетом главного киношного сюрреалиста, а затем загадочным самоубийством Линкуса, для которого «Dark Night Of The Soul» стал лебединой песней.

По ком звонят разбитые колокольчики

Новая затея Дэнджер Мауса, похоже, призвана вывести его сольную карьеру на новый этап. Тем более что Gnarls Barkley после второго альбома себя в общем исчерпали. Партнером Бертона по дуэту Broken Bells стал американский инди-рокер Джеймс Мерсер, лидер коллектива The Shins.

Беспокойный интеллигент Мерсер, похожий на актера Кевина Спейси, принадлежит к породе талантливых музыкантов, совершенно неизвестных за пределами Америки и бросающихся после 40 лет в самые рискованные музыкальные авантюры. С Бертоном он познакомился еще в 2004 году на фестивале в Дании. В прошлом году Мерсер по приглашению Бертона записал для «Темной ночи души» «Безумную колыбельную» («Insane Lullaby»), а затем переехал к приятелю в его холостяцкую хай-тек-берлогу для работы над совместным альбомом. Спешить все равно было некуда: после увольнения двух участников будущее The Shins оказалось под большим вопросом, и «Разбитые колокольчики» внезапно оказались единственным текущим проектом Мерсера.

Участников Broken Bells не назовешь большими оптимистами. Бертон, кажется, совсем не умеет улыбаться, а жизнь Мерсера, если верить текстам его песен, состоит из череды ошибок и неудач. Но их совместная пластинка получилась очень жизнелюбивой, заметно контрастируя с сумраком «Dark Night Of The Soul». Тревожные шорохи, шумы и скрипы с прошлой работы Дэнджер Маус убрал в дальнюю кладовую, оставив только самое любимое -- винтажную пыльцу и неспешный хип-хоповый бит. Мерсер в свою очередь сочиняет легкие напевные мелодии с отчетливым британским акцентом.

Меняясь местами, напарники создают общую музыкальную ткань альбома. Когда Мерсер берется за культурную акустику а-ля Travis и I Am Kloot («Vaporize», «Citizen»), Бертон выступает при нем в роли саунддизайнера. Когда же Мыш щеголяет электронными изысками, Мерсеру приходится потрудиться над вокальными партиями. В зыбких волнах неофолка «Your Head Is On Fire» он подражает многоголосице Animal Collective. В игривом хите «The Ghost Inside», напоминающем обновленных Gorillaz, сбивается на модный ныне фальцет. А в качающем номере «October» рокер вообще чеканит рэп на пару с каким-то нахальным пацаном -- то ли настоящим, то ли компьютерным.

На экваторе альбома Мерсер и Бертон вместе превращают номер «Sail To Nowhere» в некое подобие музыкальной шкатулки, где заперт игрушечный Том Йорк с гитарой. А в конце слушателей ждет малая толика сентиментального постпанка «Mongrel Heart».

Пока сложно сказать, станет ли долгоиграющим союз даровитого электронщика и бывалого рокера. Но отменный дебют Broken Bells уже сейчас стал серьезной заявкой на звание лучшего альбома года.

Полная версия