Scorpions пообещали остаться вечно молодыми
Официально последняя пластинка группы Scorpions «Sting in the Tail» пропитана ностальгическими настроениями. На диске музыканты ухитрились вольно или невольно собрать целую антологию подражаний.
Есть артисты, ежегодно объявляющие о прекращении творческой деятельности, финальном альбоме и последнем туре в его поддержку. Что не мешает им задержаться еще на сезон-другой. Или даже найти в себе свежие силы и остаться на большой сцене еще лет на пять. В отличие от перманентно поступающих таким образом Криса Ри, Kiss и «Агаты Кристи», команда Клауса Майне с немецкой обстоятельностью подошла к собственным поминкам. Записала официальный прощальный альбом «Sting in the Tail» и отправилась в мировое турне в его поддержку. Но если с концертами все ясно, то пластинка вызывает определенное недоумение.
База рока
Предыдущий альбом «Humanity Hour I» был в известной степени экспериментальным и даже заигрывающим с молодежными стилями, от фузз-рока до эйсид-метала. А вот последний релиз, по словам самого Клауса, «самый скорповский» из всех их семнадцати номерных пластинок.
Возвращение на базу, однако, получилось странным. Слушаешь первую композицию «Raised оn Rock» и не можешь отделаться от мысли, что это уже было, не то у ZZ Top, не то у Bon Jovi. Хеви-буги с хрипатым вокалом и текстом, что, мол, все мы выросли на «роллингах». В заглавной вещи происходит встреча группы Nazareth периода «Loud'n'Proud»с ранними Soundgarden. Ретро-настроения не отпускают: «Slave Me» -- это вылитый Aerosmith, и даже разухабистый мужской хор, кажется, импортирован из «Get а Grip».
Шило в мешке
Название пластинки можно перевести как «жало в хвосте», что было бы оправдано с точки зрения логики, но есть другой вариант — «шило в мешке» и даже, может быть, в другом месте. Непонятно с какой целью, но с явным маниакальным упорством «Скорпионы» делают вещь за вещью в духе и жанре своих коллег по року, как правило, с ощутимым налетом ретро.
«The Good Die Young» («Хорошие умирают молодыми») – вот, казалось бы, долгожданная баллада, ан нет. Суровый медляк с неожиданно низким вокалом словно одолжен у Def Leppard. И лишь на пятой вещи «No Limit» начинается настоящий хеви-метал, с барабанной молотилкой и синкопированной бочкой, сольными партиями и визгами. Отдает, правда, Slayer'ом, но зато есть драйв и эмоции.
Через тернии — к гнездам
Фантазии (и эрудиции) у музыкантов хватает: вальс-привет из 80-х «Let's Rock!» вполне могут поделить между собой Крис Норман со своей «Полуночной дамой» и поздний Uriah Heep. Бодрый фанк «Rock Zone» (четвертая композиция на диске, содержащая в названии слово «рок») -- чистейшей воды Motley Crue. И даже архаичному глэму в традициях Sweet середины 70-х нашлось место -- «Turn You оn» с выдающейся гитарной партией не вызывает других ассоциаций. Никто не говорит, что это плохо, но несколько, мягко говоря, странно.
Долгожданная баллада все же обнаруживается -- истинно скорповская и почти знакомая «Lorelei» с акустической гитарой, надрывным припевом и наивно-искренним признанием в любви. И хватит, родные гнезда покинуты навеки теперь уже без надежды на возвращение. Разве что финал...
Замри, умри, воскресни
Клаус Майне уже намекнул, что лучше умирать молодым. Но в конце альбома вдруг отказывается от своих слов. В ностальгической и мощной «The Best is Yet to Come» («Лучшее, конечно, впереди») обнаружилась такая глубина, что даже у самых суровых меломанов наворачиваются слезы. Надрывные чебурашки очень пронзительно поют о том, что хочется остаться «вечно юными».
Так и оставались бы — морщины на лице и надтреснутый голос еще не признак старости: вспомните того же Мика Джаггера. Так и подмывает попросить Майне и компанию обратить объявление о кончине Scorpions в первоапрельскую шутку. Но нет, германские рокеры слишком дорожат своей репутацией и на попятный не пойдут. А вот собраться в честь пятидесятилетия, то есть в 2015 году, -- другое дело.