Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

Как скользко быть художником-инноватором

Снова деревянный коллайдер Полисского, опять футурологические рисунки Пепперштейна, очередной гроссбух московского концептуализма и много видео на мониторах и экранах. В ГЦСИ открылась выставка номинантов на ежегодную премию в области современного искусства «Инновация». Ее вручение произойдет через неделю.

Государственная любовь

Современное искусство у нас любят по-разному. Одни в нем любят ремесло, какую-никакую мастеровитость, другие – некий революционный драйв, ощущение сплоченности. Таких любителей почти не осталось, а потому и премии «Мастер» и «Соратники» с мизерными призовыми фондами пока взяли тайм-аут. Contemporary art можно еще любить как объект для инвестирования и как аттракцион или шоу. Для такого случая у нас есть частная «Премия Кандинского» (учреждена фондом «Арт-Хроника»), которая взяла себе за образец скандально знаменитый Turner Prize.

Премия «Инновация» любит современное искусство по-государственному, так сказать, институционально. Что и не удивительно, поскольку ее пять лет назад учредили Министерство культуры и ГЦСИ (Государственный центр современного искусства), положив в качестве общего призового фонда 850 тыс. руб., то есть в два раза меньше чем у «Кандинского». Без бланка заявки с грифом какой-либо институции художнику на конкурс «Инновация» не попасть. Институций же у нас мало. А потому некоторые из них работают, как многостаночники. Скажем, в этом году из 25 номинантов восемь выдвинуты ММСИ (Московским музеем современного искусства). «Инновация» подходит к делу современного искусства стратегически, то есть исходя из географии его распространения (есть номинация «Региональные проекты») и резервов того или иного творческого подразделения.

Если что-то стратегически важное для «Инновации» не оказалось в заявках, то дело поправит сам экспертный совет конкурса: его члены просто внесут кандидатуру нужного номинанта. Такое право за ними закреплено. Правда, подобные тактические ходы могут показаться довольно странными. Как, например, в случае со вторым томом «Коллективных действий. Поездки за город», оказавшимся в главной номинации «Произведение визуального искусства», хотя по логике этой книге самое место в разделе «Теория, критика, искусствознание». Но там уже значится сочинение всеми уважаемого лидера тех самых давнишних «Коллективных действий» -- сборник Андрея Монастырского «Эстетические исследования». Появление книги в главной номинации -- не просто своеобразная инновация, но и некий симптом, сигнал о состоянии нашего современного искусства. Получается, что в основном оно живет прошлым – несомненно, осмысленным, качественным и даже героическим, но прошлым.

Выставка-инсталляция «In Situ» Игоря Макаревича и Елены Елагиной, которая была организована в прошлом году Stella Art Foundation в Венском художественно-историческом музее, как ни крути, а ретроспектива четы известных концептуалистов. Можно многое наговорить по поводу «вторжения современного искусства в пространство традиционного музея», но знакомые по московским выставкам мухоморы с башней Татлина и «череп Буратино» даже на фоне картин Брейгеля выглядят все же как сиквел.

Перемещенные лица

По всей видимости, главная тактика инновационного искусства – логистика, искусство перемещать. Таким «перемещенным лицом» выглядит и младоконцептуалист Павел Пепперштейн: на «Премию Кандинского» он выходил с антиутопическим циклом «Город Россия», на «Инновацию» член экспертного совета предложил его такого же рода «Ландшафты будущего». Среди перемещенных на «Инновацию» оказался и Николай Полисский, адронный коллайдер которого не захотело премировать жюри «Кандинского». Впрочем, с запусками коллайдеров, как известно, всегда проблемы.

Скорее всего, всю эту громоздкую стоеросовую электронику взяли на выставку номинантов лишь для визуального, зрелищного эффекта, поскольку основная масса проектов демонстрируется на мониторах и в виде привязанных к полкам каталогов. Нужно провести немало часов в наушниках пред экранами, чтобы понять, что важнее для актуального момента: Красноярская музейная биеннале, Петрозаводская триеннале визуальных искусств или Калининградский проект «Искусство места», или первая выставка Воронежского ЦСИ «Дальше действовать будем мы». Таким образом, жюри премии не позавидуешь – ему придется пересмотреть весь этот видеоряд. Впрочем, некоторые его члены кое-что уже видели, как, например, Алиса Прудникова, участница Калининградского проекта.

Мыльное искусство

А вот проект номинирующихся в «Новой генерации» петербуржцев Семена Мотолянеца и Дмитрия Петухова можно было увидеть лишь в день вернисажа. С молодежным задором и не боясь травм выдвиженцы от галереи «Паразит» устроили перфоманс «Фигурное катание на мыле». Заявляя, что «дорогостоящий, буржуазный лед не всегда доступен широким слоям населения», молодые активисты выложили из брикетов хозяйственного мыла брусчатку, опрыскали ее водой и, скользя и падая, попытались изобразить фигуры парного катания. Озорная акция чревата потрясениями и сотрясениями. Главным образом, не для публики. Об особой осмысленности тут говорить не приходится, но драйв у молодых точно есть. Им бы уцелеть до церемонии оглашения лауреатов премии «Инновация», которая состоится в пространстве Baibakov Art Projects (фабрика «Красный Октябрь») вечером 15 апреля.

Полная версия