Москва
15 ноября ‘24
Пятница

В арт-новостях: доступный лорд, живопись на руинах и скромные шедевры

Лорд Ротшильд в качестве хобби перенимает опыт ведущих музеев мира. Манхэттен соскучился по женственности. Неистребимое гаитянское искусство общается со зрителем через интернет.

Ушедшая женская натура

На Манхэттене весну встречают очень правильной экспозицией, едва ли не единственным недостатком которой является пресное название «Шедевры европейской живописи из Dulwich Picture Gallery». К слову, упомянутая галерея является старейшей в Англии, хотя большинство посетителей об этом могут и не знать. На самом деле камерная экспозиция, состоящая всего из девяти картин, раскрывает тему «женственности и природы, которые царили в мире до того, как индустриализация и урбанизация окончательно превратили его в мужской» (The New York Times).

Не самое очевидное утверждение для эпохи победившего феминизма. Впрочем, ни таких цветочниц, как у Мурильо, ни таких барышень, как у Гейнсборо, ни тем более таких пейзажей, как у Каналетто, сейчас действительно не найти.

И это не просто душевные пасторали – за каждой картиной обнаруживаются весьма колоритные истории, которые любезно сообщаются посетителям. Скажем, по легенде, картину «Девушка в окне» Рембрандт поставил именно в окне в своей студии, чтобы дурачить прохожих. А одна из сестер Линли с картины Гейнсборо, похожая на героиню Бронте, в свое время сбежала во Францию с драматургом, однако и там примерной супруги из нее так и не вышло. «Старый мост в Уолтоне» Каналетто может заинтересовать и без пикантных подробностей. Не так часто на картинах прославившегося венецианскими пейзажами мастера можно увидеть перекинувшийся через реку деревянный мост под сумрачным английским небом. Выставка весьма символично завершится вместе с весной 30 мая.

Искусство Гаити зарабатывает на восстановление страны

Одной из главных статей экспорта Гаити является местное искусство, популярное в Европе и США. Мало что изменилось и после землетрясения. Местные художники откликнулись на трагедию практически сразу. Стали появляться первые выставки, создаваться новые полотна. И это при том, что большая часть галерей и музеев разрушена. «Для нас это нечто вроде катарсиса. Мы не отрицаем ужас происшедшего, но жизнь продолжается, и надо двигаться дальше. Это очень в духе Гаити», -- поясняет Тони Моннин, владевший до трагедии одной из крупнейших арт-галерей на острове.

Несколько месяцев спустя после трагедии местные живописцы продолжают наравне с другими собирать средства на восстановления страны. В отсутствие выставочных площадей, инфраструктуры и потока посетителей они осваивают интернет-пространство. Характер этого искусства, как и его создателей, кажется, не способны изменить никакие катаклизмы. После землетрясения, как и после веков рабства, гражданских войн и революций картины Гаити остаются все такими же полными энергии, цвета и символов. Что говорит об этой стране куда больше самых удачных репортажных фотографий. Среди диковинных птиц и тропического рая попадаются и «пляшущие» по холсту дома, которые вот-вот сложатся, как карточные домики.

Среди тех, кто возрождается в сети, есть и та самая Galerie Monnin. Совместно с коллегами она организовала что-то вроде виртуальной экспозиции на сайте fondam-haiti.org, где каждый желающий может внести в благородное дело свою лепту.

Лорд и современное искусство

Про лорда Джейкоба Ротшильда говорят, что даже трава у него зеленее, намекая одновременно и на уникальное финансовое чутье, и на семейную привычку держать марку «le style Rothschild». Но самое замечательное в нем -- все же не миллиардное состояние, а то, что в свои 73 года он не устает удивлять мир. За это лорда любят и соседи (те самые, что рассказывают про траву), и те 350 000 посетителей, которые ежегодно приезжают в его поместье Уоддсдон-Мэнор. В последние годы почтенный сэр все чаще признается, что устал и вместо того, чтобы четыре раза в неделю мотаться оттуда в Сити, хочет посвящать все время любимым хобби. Причем занят Ротшильд вовсе не сельским хозяйством или разведением породистых собак. В этом году он придумал выставлять в своих владениях (к слову, постройки второй половины XIX века) современное искусство. Представить старый британский дом без арт-коллекции довольно трудно, но обычно речь идет о фамильной галерее и шедеврах старых мастеров. В данном случае невольно задумываешься о гении места. Уоддсдон, представляющий собой шато в стиле французского Ренессанса, сам по себе выглядит экзотикой в английском пейзаже. «Моя семья в XIX веке построила около 42 домов по всей Европе. Однако сейчас Уоддсдон – единственное место, доступное для публики», -- не скрывает гордости владелец и признается, что хотел бы принимать еще больше визитеров, да невозможно без ущерба для коллекции.

Под арт-галерею в поместье приспособили один из малых домов. Сейчас там показывают стеклянные скульптуры братьев Кампана, творческого дуэта из Сан-Паоло, а также самого Джеффа Кунса. Надо сказать, это не первый «творческий проект» финансового гения. По словам английских журналистов, Ротшильд не любит говорить о бизнесе, но может рассказывать о своей арт-деятельности. И, справедливости ради, надо признать: это не пустое самолюбование. Среди многочисленных благодарностей есть даже награда из Албании, где лорд помогал местным археологам.

А к современному искусству он обратился не столько из-за собственных пристрастий, сколько изучив чужой опыт. «В арт-мире принято считать, что современные мастера привлекают большее количество посетителей. Именно эту цель преследуют такие мероприятия, как выставка Кунса в Версале. И он действительно привлекает людей больше Шардена. Стыдно это признавать, но, похоже, это правда», -- заключает Ротшильд.

Полная версия