Москва
22 ноября ‘24
Пятница

«Менеджеры» поздравили сами себя

После ошеломительного дебюта в 2007 году инди-рокеры MGMT, авторы суперхита «Kids», бросили электронные танцы. Наслушавшись старых пластинок, они записали концептуальный альбом «Congratulations» -- достоверный и оттого скучноватый экскурс в эпоху «детей цветов».

Из серферов -- в менеджеры

Стремительный взлет никому не известных музыкантов обычно списывают на усилия менеджеров. В отношении Бена Голдвассера и Эндрю ван Вингардена с этим мнением можно смело соглашаться. Ведь их дуэт, в активе которого до недавнего времени был всего один альбом, так и называется -- MGMT, сокращенно от «Management».

Будущие «менеджеры» подружились еще в первую неделю учебы в университете искусств Уэслиан. Благо общего у них было более чем достаточно: одинаково сложные фамилии, похожие музыкальные вкусы и увлечение серфингом, немного странное для штата Коннектикут. О создании группы приятели поначалу даже не думали, а просто играли на гитарах и крутили пластинки в компании таких же веселых двоечников.

Голдвассер и Вингарден сами толком не знают, с какого момента всерьез завертелась их карьера. Может быть, с демо-записи 2005 года с набросками грядущих хитов или с концертов на разогреве у странноватых инди-рокеров Of Montreal. А может, с тех пор, как изменили старое название, взятое как будто из студенческого расписания, на аббревиатуру из SMS. Но факт остается фактом: в 2006 году MGMT заметили, пригрели и дали денег на запись полноценной пластинки боссы из Columbia Records. А дальше события развивались с молниеносной быстротой.

Эффектный «Менеджмент»

Вместе с продюсером The Flaming Lips Дейвом Фридманном дуэт в 2007 году смастерил альбом «Oracular Spectacular» -- продвинутый гибрид электроники с вальяжным ретросаундом французов Air и психоделическим роком разлива 1960-х годов. Запись получилась интереснее и свежее модного в тот момент одноклеточного ню-рейва, но прошла бы мимо широкого круга меломанов, если бы не два ударных номера -- «Time To Pretend» («Пора притворяться») и «Kids» («Детки»). Благодаря им синтезаторные трели MGMT зазвучали на радио, в кино, сериалах, рекламе и компьютерных симуляторах. Шуточные игры в больших звезд на лимузинах внезапно обернулись реальностью.

Как и положено знаменитостям, MGMT стали частыми героями раздутых таблоидами нелепых историй. Сначала защитники прав детей взъелись на них за клип «Kids», где переодетые актеры до икоты пугают несчастного карапуза. Тогда Голдвассеру с Вингарденом пришлось монтировать еще одно видео с ребенком, на этот раз хохочущим при виде резиновых монстров. А совсем недавно разведка донесла, что правящая партия Франции недоплатила американцам авторские за использование их музыки в предвыборной кампании. И теперь Николя Саркози задолжал парочке хипстеров €30 тыс.

Живые выступления MGMT не сводятся к шаманским пляскам вокруг лэптопов. На концертах коллектив выступает с живой ритм-секцией и вообще выдает более жесткий звук. Группе пока не доводилось закрывать большие фестивали, но соседи по сцене у них уже весьма серьезные: Radiohead, Бек, The Happy Mondays. В фанаты MGMT записался сам Пол Маккартни. А любители поп-психоделии The Flaming Lips признали в MGMT своих и пригласили поработать над очередным альбомом «Embryonic». Однако за всеми делами напарники как-то забросили собственную студийную работу. Ждать их второго альбома в итоге пришлось до нынешней весны.

За месяц до официального релиза альбом «Congratulations» («Поздравляем») предсказуемо угодил в сеть. В ответ на это музыканты выложили его целиком для прослушивания на своем сайте. Но интерес к изданию диска на физическом носителе был уже изрядно подорван. Тем более что публика приняла новую работу MGMT весьма настороженно.

Бен и Эндрю, по их собственным словам, с самого начала собирались всех удивить. Они пообещали не писать для альбома хиты, а сделать концептуальную пластинку сообразно своим вкусам: все серьезно, без иронии и по-честному. В отношении последнего можно точно не сомневаться. В первом же номере группа признается, что их любимая забава -- серфинг под веселящей химией, а значит, его название «It`s Working» означает не «Сработало!», а «Подействовало!».

Замысловатое путешествие во времени

Оказалось, что все музыкальные предпочтения «менеджеров» родом из 1960-1970-х годов: психоделические шедевры зрелых The Beatles, ранних Pink Floyd и The Monkees, а также фанк и вокальные жанры. Временами даже кажется, что слушаешь пластинку того времени, только зазвучавшую чище и глубже после процедуры ремастеринга. За это стоит сказать спасибо британцу Питеру Кэмберу, более известному под прозвищем Звуковой Взрыв. Порой заметно сходство и с героями 1990-х вроде американских пионеров инди-рока The Pavement («Song For Dan Treacy») или датчан Mew («It`s Working»). MGMT легко перескакивают с малых форм на большие и мешают стили даже в пределах одного номера. Подходящий пример -- пространная «Siberian Breaks», в музыкальном теле которой музыканты обещали запрятать восемь разных композиций, а улавливается от силы четыре.

Среди прежних товарищей MGMT по работезначились рэпер Kid Cudi, инди-рокеры Asobi Seksu и The Courteeners. С приобретением звездного статуса к дуэту прониклись уважением и старшие коллеги. Осенью минувшего года был анонсирован выход кавер-альбома песен канадского барда Леонарда Коэна. В его записи помимо MGMT участвуют композитор и музыкант Бек Хенсен (автор идеи), неохиппи Девендра Банхарт, певец и гитарист хард-рок-группы Wolfmother Эндрю Стокдейл.
В угоду концепции музыканты действительно обошлись без танцевальных хитов (или они у них попросту не получились). Ростки фирменного звука MGMT пробиваются только ближе к концу пластинки, где дуэт берет прежний насмешливый тон. В адрес легендарного продюсера Брайана Ино «менеджеры» пропели карикатурный постпанковый мадригал, изобразив его кем-то вроде мудрого Гэндальфа, наставника всякой музыкальной малышни («Brian Ino»). А следующий инструментальный трек и вовсе издевательски озаглавлен «Кошмар леди Дада» («Lady Dada`s Nightmare»). В чей огород этот камешек, понятно.

Но даже самые приятные нюансы мало чего стоят без хороших мелодий -- разбираться в них попросту надоедает. Интернет уже пестрит разочарованными отзывами меломанов, бросивших слушать «Congratulations» на полпути и не проникшихся даже его лучшими моментами. Остается только пожалеть, что сэр Пол так и не добрался до студии MGMT и не вдохнул жизнь в изящные, но чересчур выхолощенные песни молодых. Не стоит сомневаться, пожалуй, только в том, что беззаботные серферы Голдвассер и ван Вингарден еще оседлают свою волну и однажды нам будет за что поздравить их по-настоящему.

Полная версия