Москва
22 ноября ‘24
Пятница

В арт-новостях: страсть к собирательству и интерпретациям

Кавендиши приглашают публику в свое поместье. Прадо показывает, как мэтры черпают вдохновение друг в друге. А американцы демонстрируют, как туристы становятся коллекционерами.

По мотивам «Менин»

Назвать знаменитый Прадо музеем одной картины, конечно, нельзя. Тем не менее «Менины» Веласкеса здесь явно на особом положении. В главном мадридском музее знаменитое полотно холят и лелеют, но не дают пылиться на почетном месте и уходить из поля зрения публики. И особого повода не нужно. В нынешнем году, скажем, нет ни юбилея, ни чего-то подобного, но экспозицию все равно устроили, пусть и небольшую, но очень концептуальную. Инфанта с фрейлинами снова попали в заголовки и афиши.

В Прадо показывают работы родоначальника британского поп-арта Ричарда Хэмилтона, которые вдохновлены вариациями на картину Веласкеса, сделанными в 1957 году Пабло Пикассо. Известно, что «Менины» волновали Пикассо едва ли не всю творческую жизнь. Смысл его эксперимента (а маэстро создал несколько десятков весьма любопытных «перепевок») до сих пор заботит искусствоведов, а результат неизменно радует зрителей.

Любопытно, что несколько лет назад в Барселоне, где хранятся эти работы, была похожая по содержанию экспозиция, где Веласкеса помимо Пикассо интерпретировали художники четырех столетий. Но вместе в Прадо Веласкес, Пикассо и Хэмилтон, скромно благодаривший великого вдохновителя во время открытия выставки, встретились, кажется, впервые. К слову, работы англичанина добирались до Прадо более 30 лет. Свои «Менины» английский художник создал в 1973 году. Выставка, открывшаяся во вторник, продлится до конца мая.

Дом открытых дверей

Вслед за поместьем Строубери-Хилл свои двери для публики открывает не менее знаменитый Чатсворт, владение Кавендишей, герцогов Девонширских.

Этому семейству оно принадлежит и сейчас. За масштабной реставрацией стоимостью £14 млн пристально следит двенадцатый по счету герцог, человек не только большой душевной щедрости, но и отрадного чувства юмора. «Этот дом был построен главным образом для того, чтобы показать всем статус его владельцев. Первый герцог установил гигантские золотые буквы на стене дома, на которые посетители в первую очередь обращали внимание. Это была надпись Cavendo Tutus, девиз семьи, который также обыгрывал нашу фамилию. Но истинный смысл был «здесь живет Кавендиш». В этом плане мои предки ничем не отличались от Дональда Трампа», -- цитирует достопочтенного сэра The Times.

Перед посетителями легендарное поместье предстанет не только в лучшем состоянии, но и с обновленной экспозицией. В усадьбе появится новая галерея, посвященная светской диве ХVIII века Джорджиане Кавендиш. Новую волну ее популярности подняла недавняя костюмная драма с Кирой Найтли и Рэйфом Файнсом. Впрочем, вопреки ожиданиям любителям антикварной светской хроники демонстрироваться будут не платья и любовные письма, а обширная коллекция минералов, собранная герцогиней.

Это знатное семейство до сих пор гордится неординарными женщинами. Своя экспозиция будет и у 90-летней матери нынешнего герцога. Среди дорогих ее сердцу вещей -- полотно Ренуара, ранний Люсьен Фрейд, фото Элвиса и уникальное издание одного из романов Ивлина Во, подаренное самим автором.

Сувенирное искусство

Кто из нас не любит забивать собственные квартиры, а также дома друзей сувенирами из дальних и ближних поездок. Отныне эта маленькая слабость человечества приравнивается к искусству коллекционирования.

Наглядным доказательством может служить добрая половина музеев мира. Но открывшаяся в Bruce Museum (США, Коннектикут) выставка «Экзотические встречи» (Exotic Encounters: Art, Travel and Modernity in the Collection of the Bruce Museum) дает шанс даже тем, кто привозит из своих странствий не только мумии царей и драгоценный китайский фарфор. Американцам показывают около 70 экспонатов, среди которых вышитая бисером кожа работы американских индейцев, крошечные шелковые туфельки из Китая, бивни слона, чучела райских птиц, ковры и одеяла. Большая часть вещей создана между 1890 и 1950 годом, «когда путешествия стали проще». Один из самых удивительных предметов – очень туристическая вещь, веер из слоновой кости с изображением карты Карибского бассейна, которые дарили пассажирам немецкого круизного лайнера в 1901 году. «Когда я развернул его и увидел карту, подумал, вот об этом и будет выставка», -- рассказывает The New York Times куратор проекта Кеннет И. Силвер. Без скульптур, гравюры и фарфора тоже, конечно, не обошлось.

Еще один раздел, концептуальное ноу-хау господина Силвера, посвящен тому, чем занимаются на отдыхе те, для кого создавать предметы искусства это работа. Художники в широком смысле слова, оказывается, просто меняют натуру, как шотландец Дэвид Робертс, на чьей литографии запечатлен вид колонного зала в Карнаке.

И наконец, самая трогательная часть состоит из «сувениров» сугубо нематериальных – воспоминаний, рассказов и впечатлений. А материализуются они на почтовых открытках, которые отправляли путешественники по всему миру.

Полная версия