Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Дом фотографии разминается перед марафоном

За неделю до официального старта Фотобиеннале-2010 Московский дом фотографии открыл первые три выставки, развернувшиеся в ММСИ на Гоголевском бульваре. Основная экспозиция заработает в Манеже с 18 марта.

Двум из трех девизов фестиваля они соответствуют. К «Vive la France!», разумеется, относится выставка-дайджест «К 40-летию Фотографических встреч в Арле». Две другие экспозиции -- «Десять фотографов. 1958-2008» из Швеции и «Платиновая коллекция» Роберта Вано попадают в тему «Ретроспекции». «Перспективы», вероятно, забрезжат, когда откроются все выставки Фотобиеннале.

Нет ничего удивительного в том, что в год России--Франции МДФ и его директор Ольга Свиблова решили напомнить о французской составляющей международного фотодвижения. А она достаточно весомая, поскольку Франция -- родина не только знаменитых Луи Дагерра, Ницефора Ньепса и Анри Картье-Брессона, но и таких мощных фотографических институций, возникших в конце 1980-х годов, как масштабный фестиваль «Месяц фотографии», Европейский дом фотографии в Париже и ярмарка Paris Photo. Понятно, что во Франции фотография -- дело национального престижа. Правда, так было не всегда. Как бы отмотав пленку назад, МДФ экспонирует предысторию: рассказывает о том, как благодаря инициативе снизу фотография со временем дошла до административных верхов. И тут без старейшего Международного фотофестиваля в Арле не обойтись. Ему и посвящена ностальгическая выставка в ММСИ «Сладкие сны памяти».

Доски почета

Впрочем, об инициативе снизу в отношении Фотографических встреч в Арле нужно говорить с осторожностью. Все же среди тех, кто помогал энтузиасту Люсьену Клергу более 40 лет тому назад организовывать в Провансе летние съезды фотографов, был известный писатель и одновременно фотолюбитель Мишель Турнье. Постепенно в Арль стали наведываться и VIP от искусства. Такие как будущий министр культуры интеллектуал Жак Ланг, влиятельный арт-критик Мишель Нюридзани, художники Роберт Раушенберг, Кристиан Болтански и Сезар. И разумеется, многие мэтры Leica и Kodak, включая Брассая, Картье-Брессона, Робера Дуано, Хельмута Ньютона, Роберта Мапплторпа и начинавшего тогда в качестве ассистента Уильяма Кляйна художника Жан-Марка Бустаманта (его ретроспектива, напомним, сейчас проходит в Москве). Плюс к этому их домочадцы, любовницы, издатели и агенты фотожурналов, знакомые и знакомые знакомых. Люсьен Клерг хотел всех передружить и сплотить.

Вся эта фотографическая и околофотографическая тусовка на выставках, симпозиумах, вечеринках и на пляжах, в шезлонгах и со стаканчиком пастис как раз и представлена год за годом в виде своеобразных досок почета -- стендов с наклеенными репортажными снимками. Кто авторы этой полусветской хроники, не особенно важно. По крайней мере, по ней можно судить о прошедшем времени в целом, а в частности -- о том, как на протяжении 40 лет менялась мода, как у одних менялись автомобили и фотообъективы, а у других -- семейное положение или профессиональный статус. Впрочем, в полной мере оценить этот ретровзгляд смогут лишь те, кто знает именитых тусовщиков в лицо.

Стиль ретро и шведский социализм

Почти как свой, то есть как продолжатель мастеров пикториальной фотографии Александра Гринберга и Николая Свищова-Паолы, которых так любят в МДФ, выглядит Роберт Вано. Правда, эти сладкие сны о фотографиях-сфумато прежних времен выходцу из Чехословакии привиделись в Нью-Йорке, куда он 19-летним юношей эмигрировал накануне Пражской весны 1968-го. Парикмахер-визажист в качестве ассистента поработал у мэтров фэшн-фотографии Хорста П. Хорста и Марко Главиано, после чего и сам стал публиковаться в Elle, Harper’s Bazaar и Vogue. Его главная техническая фишка -- платиновый фотоотпечаток, а это в глазах профанов ставит его гораздо выше всех тех, кто пользуется обычным бромсеребром. Отсюда и название выставки -- «Платиновая коллекция». Вано создает свою светопись в стиле ретро, изображая фотомоделей в ореолах дымчатых куафюр эпохи ар-нуво и в платьях снова входящего в моду ар-деко, наводит живописный туман на укромные уголки Праги и Парижа. Правда, обнаженную мужскую модель он рассматривает через оптику Роберта Мапплторпа, а не Лени Рифеншталь.

Еще одна дань ретро -- выставка десяти шведских фотографов. Этой стокгольмской группе репортеров исполнилось полвека. Однако не все они известны широкой публике. Но, так или иначе, их снимки дают представление о том, что было интересно скандинавам в мире и у себя дома. То, как в восставшем в 1956 году против коммунистического режима Будапеште строили баррикады из булыжника и из портретов Ленина, подметил Ханс Хаммаршельд. А о шведском социализме тех же лет свидетельствует Туре Юнсен, создавший фотосессию о представлении театра стриптиза в сельском клубе. Что в известном смысле напоминает приезд кинопередвижки на полевой колхозный стан. И по тому, как тот же Юнсен создает ремейк знаменитой фотографии Картье-Брессона 1932 года с господином в котелке перед стеной, становится понятно, что шведы предпочитали учиться у французской школы фотографии.

Доска объявлений

Главной выставкой Фотобиеннале-2010, которая откроется 18 марта, по традиции будет многосоставная экспозиция в ЦВЗ «Манеж», где сойдутся ветераны прославленного фотоагентства Magnum: все тот же Картье-Брессон, его спутница по жизни и по профессии Мартина Франк, его коллега американец Элиот Эрвит. Хотя их работы МДФ показывал неоднократно (выставкой ранних фотографий Картье-Брессона вообще открывалась первая московская Фотобиеннале 1996 года), но в этот раз речь пойдет о полномасштабных ретроспективах.

В пандан к французским мэтрам в галерее Зураба Церетели откроются экспозиции мастеров отечественной фотографии -- Аркадия Шайхета, Валерия Щеколдина и Александра Бородулина. Их дополнит сводная выставка молодого поколения фотографов «Москва--Париж» в ММСИ, которая, как обещают организаторы, и будет отвечать за «Перспективы».

Один из гвоздей программы Фотобиеннале -- ретроспектива знаменитой четы фотографов из Дюссельдорфа Берндта и Хилы Бехер «Индустриальная археология» (фонд «Екатерина»). На протяжении полувека супруги с предельной объективностью снимают «безымянные скульптуры», так они называют индустриальные сооружения -- газгольдеры, домны, водокачки и элеваторы. Этому концептуальному взгляду они научили и своих подопечных, ставших теперь тоже знаменитостями, -- Томаса Шрутта, Андреаса Гурски и Томаса Руффа. Оптика Бехеров пользуется признанием не только в фотосообществе, но и в мире contemporary art: в 1990 году они получили «Золотого льва» на Венецианской биеннале. Кроме этих топовых экспозиций в рамках Фотобиеннале откроется более 60 экспозиций основной и параллельной программ.

Полная версия