Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Леонид Федоров задом наперед

Фронтмен «Аукцыона» вместе с питерскими и американскими единомышленниками выпустил и теперь презентует концептуальную ораторию по палиндрому любимого им Велимира Хлебникова «Разин».

Мнения будут разные. Кто-то назовет пластинку авангардным телемостом Москва--Нью-Йорк, кто-то матричной перезагрузкой «Девушек, которые поют», а иные даже «Russian Dance-2010» Марка Рибо. Еще говорят, что Федоров записал новую «Птицу» для тех, кто стал старше на двадцать лет. И пока сами музыканты свой опус, как и предстоящее шоу, не комментируют, попробуем во всем разобраться сами.

Эй, житель, лети же!

Известно, что Леонид Федоров давно сочетает работу в по-прежнему достойном всех похвал «Аукцыоне» с очень разнообразной сольной деятельностью, освободившись от стилевых, национальных и прочих оков. Он давно работает с контрабасистом-виртуозом Владимиром Волковым, а также видными деятелями нью-йоркского андеграунда Джоном Медески, Марком Рибо и Чесом Смитом. Из них самый именитый, разумеется, седовласый красавец Марк, любимец Тома Уэйтса, Элвиса Костелло и Каэтано Велосо.

Никогда не писавший собственных текстов Федоров питает слабость к «будетлянину» (отбросим жуткий термин «футурист») Велимиру Хлебникову. Еще в 1995 году музыкант положил тексты поэта на музыку в альбоме «Жилец вершин». У Хлебникова есть очень странная поэма «Разин», сделанная по принципу палиндрома, то есть, каждую строчку можно прочитать задом наперед без потери качества. Вот ее-то Федоров и взял в качестве либретто своего нового произведения.

Течет и нежен, нежен и течет

Хлебников, называвший себя Председателем земного шара, как будто писал про и для Федорова. Бесстрашный потрепанный мушкетер, преданный неведомому государю, он обладает самым нежным кошачьим тенором и самыми узнаваемыми интонациями акустической гитары. Впрочем, под стать ему и готовящаяся выйти на сцену Горбушки группа, между прочим, уже совсем далекая по составу и идеологии от «Аукцыона». «Девушки поют» лишь приютили у себя американских монстров, теперь же они полновластные соправители новой звуковой империи. И не беда, что заокеанские мэтры с трудом понимают хитросплетения хлебниковских рифм – их и не всякий россиянин осилит.

Жен нагота, батога нежь

Открывается альбом сумасшедшей импровизацией Медески, терзающего пианино с яростью инквизитора. Но к финалу «Путь» превращается в абсолютно уэйтсовскую польку с вызывающе эротичными аккордами Рибо. Можно было догадаться, что никаких канонов и правил ждать не приходится, но чтобы так… Расслабленные до полной прострации «Голоса» сменяются экстатическим «Боем», с неровным размером, перегруженной гитарой, фирменным навязчивым шелестом тарелок от Смита и речитативом Федорова. Не то заговор, не то любовный шепот. А тут еще следом идет хлесткий и жесткий «Плен», совершенно в духе, как ни странно, позднего «Кримзона», только без лишнего лоска и минорности. И опять -- бенефис Марка. Видно, не наигрался в славянские триоли на уэйтсовском альбоме «Swordfishtrombones».

Матушка к шутам!

В какой момент Федоров стал «серьезным молодым человеком», не знает никто. На концертной презентации диска «Девушки поют», когда исполняли «Падал», хорошо видно, как дуркует Гаркуша с бубном, приплясывает Медески и даже Рибо устраивает клоунаду с гитарой (поговаривали, что он использовал вместо медиатора ключ от гостиничного номера). А Леня серьезен и даже трагичен.

Один из главных наших рок-шутов отошел от коверной практики. Да и от рока, если честно, тоже. Вот песня «Пляска» -- раздумчивый и вязкий не то блюз, не то слоу-фокс. И плакать трудно, и смеяться лень. Конечно, в качестве шутки можно рассматривать неожиданно бравурную, совсем рок-н-ролльную «Тризну мертвых» с характерным федоровским акустическим чесом. Но, похоже, время дивертисментов ушло безвозвратно. Как писал Хвостенко, «то, что со мною было, больше уже не будет, снова ко мне вернется…»

Великан, знак и лев

Чем дольше слушаешь новый альбом, тем больше ассоциаций с «Птицей» -- то же музыкальное «будетлянство» (лет через десять все это вполне может стать классикой), фонтанирование идеями, презрение к определениям музыкальных жанров и правилам звукозаписи. Эта пластика -- надрывная и сонная одновременно, принадлежащая своему поколению и будущим мирам. Но все это не главное. «Разинримилев», как и знаменитый альбом 1991 года –прорыв в иные эстетические миры, может быть, грубоватый и бесцеремонный, но чего ожидать от льва и разбойника? Название пластинки, кстати, с другого конца читается как Велимир Низарь, то есть Волжанин, сподвижник Разина. Послушайте повнимательнее «Казнь» и «Добычу», тяжелый вальс с вокализом и пост-гранжевую балладу. Как они ужились? Да по-другому и нельзя.

Рибо однажды спросили: «Вы что, Марк, гитару забыли настроить?» «Нет, я ее настроил по тюнеру, и даже не забыл потом расстроить путем хаотичного вращения колков», -- ответил он. Эй, житель, лети же!

Полная версия