Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Инопланетная сова мышей не ловит

В прокат выходит «Четвертый вид» -- завиральный хоррор, стилизованный под основанное на реальных событиях псевдодокументальное кино. Некоторое удовольствие зрителю наверняка доставят Милла Йовович в нарядной блузке и сова, которая, как ни странно, не улыбается.

У доктора-психолога Эбигейл Тайлер, практикующей в городке Ном на Аляске, умницы и красавицы, все плохо. Мужа, тоже психолога, на глазах у Эбигейл кто-то зарезал прямо в спальне, причем, когда она в очередной раз рассказывает об этом шерифу, тот, в целом не будучи особо деликатным, подозрительно отводит глаза. Дочка ослепла на нервной почве. Сын развязно журит Эбигейл в том духе, что, поскольку она не способна профессионально поухаживать сама за собой, странно предлагать помощь пациентам. Беда в том, что паренек со свойственной отрочеству жестокостью зрит в корень. Во время сеансов клиенты как заведенные признаются, что в последнее время просыпаются в половине четвертого ночи, видят нехорошо улыбающуюся белую сову, а потом кто-то скребется в дверь. Когда героиня, пытаясь выяснить подробности, погружает страдальцев в гипнотический сон, те выгибаются дугой, зависают над кушеткой и страшно кричат, а вернувшись от доктора домой, делают что-нибудь плохое с собой и родными. В результате к методам работы Эбигейл проявляют закономерный интерес полицейские и специалисты по древним и иноземным цивилизациям.

Темнокожий постановщик Олатунде Осунсанми приглянулся студии Universal после того, как, тяготея, вероятно, к экзотической географии, снял за $150 тыс. хоррор «В недрах кошмара» про пустыню Кызылкум. Судя по фотографиям, личность у режиссера слишком примечательная, чтобы не перейти на нее. В своей новой картине Осунсанми, как будто шагнувший в индустрию из зомби-гимна «Запрещенных барабанщиков» «Убили негра», к сожалению, не подобрал себе роль подемоничнее, чем эпизодический скучный интервьюер. Впрочем, зло в кадре не имеет ни лица, ни сколько-нибудь четких очертаний, и о буйном нраве его мы можем судить лишь по делам -- по самостоятельно открывающейся двери, шепотам, крикам и корчам персонажей. В связи с такой неосязаемостью нечисти исполнительница главной роли Милла Йовович, чувствовавшая себя как дома в «Обители зла», где врага по крайней мере можно было пощупать ножиком или пожечь огнеметом, выглядит в кадре более неуверенно, чем подразумевает сценарий.

Вышла Милла из тумана

Актриса, для которой драматургические нюансы не являются коньком, одновременно и украшает «Четвертый вид» (как и все, в чем снимается, как минимум на декоративном уровне), и не позволяет воспринимать его всерьез. Все-таки непросто проникнуться к происходящему доверием, если в первой же сцене Милла, как бы соткавшись из тумана на лесной тропинке, сообщает, что играет дипломированного психолога, а ужасы, с которыми предстоит столкнуться ее героине, основаны на реальных событиях. Между тем цветущий вид артистки и удивительная в лесных условиях выходная блузка как-то сразу настраивают вас на легкомысленный лад, менее всего уместный при просмотре псевдодокументальных хорроров типа «Паранормального явления», которым авторы вдохновляются в первую очередь.

Убедительности «Паранормальному явлению» добавляли отсутствие узнаваемых лиц и намеренно убогая копеечная манера съемки в эстетике home video -- все, в общем, как дома. Однако в этой песочнице Осунсанми не от хорошей жизни наигрался еще при съемках своего дебюта, и в «Четвертом виде» режиссеру, конечно, трудно прибедняться, имея на руках Миллу Йовович и $10 млн. Поэтому он периодически нет-нет да и срывается, реализуя свои представления о прекрасном. А прекрасное -- это, понятно, целомудренная, но нежная эротическая сцена, замедленно снятая через голубенький светофильтр, и голубенькое же небо, в котором героиня, отрешившись от скребущихся на земле ужасов, бессмысленно и изящно парит над горами в одноместном самолете. Да, и удивительная снежно-белая сова. Сова, правда, не летает, не моргает, мышей не ловит и, вопреки россказням пациентов, даже не улыбается, и такое ее поведение позволяет заподозрить, что птица была взята не из зоопарка, а из банка картинок с высоким разрешением.

Губит людей не ряженка

Очевидно, понимая, что совы и Миллы, в равной степени прекрасных и ненатуральных, для полного зрительского удовольствия будет недостаточно, продюсеры зарядили особо нахальную даже по нынешним бойким временам пиар-кампанию. В интернет были вброшены ссылки о массовом исчезновении людей в реально существующем городке Ном. Дескать, происходило это не без участия инопланетных цивилизаций, которые испокон веков крадут землян для опытов исключительно на Аляске: так городские старушки предпочитают, скажем, покупать ряженку непременно у одной и той же продавщицы на рынке, потому что у других ряженка не та.

Затея себя оправдала, но не то чтобы с триумфом. Американские зрители принесли в кинотеатры двадцать с небольшим миллионов, а затем бросились выяснять по независимым сусекам, насколько постановщики фильма соврамши. Довольно быстро всплыло, что никаких гор, равно как и доктора Эбигейл Тайлер, в Номе никогда не было и что не заявленная в титрах страшная изможденная женщина, которая изображает психолога в как бы документальных эпизодах, -- малоизвестная британская актриса. Что до исчезновения людей, они и правда случались. Но за причиной этого явления следует обращаться не к древним шумерам, как предлагают сценаристы, а уж скорее к русским людям, которые в свое время открыли Аляску, а в условиях холода там и по сей день предпочитают неумеренно отогреваться с помощью приема водки внутрь.

Полная версия