Múm споют песни, которых не знают
Многочисленный и пестрый коллектив из Исландии живет в собственном космосе, путает музыкальные жанры и слова своих песен. И это правильно, иначе не было бы медового безумия их сценических спектаклей и эротической летаргии студийных альбомов.
На основе свежей пластинки с говорящим названием «Sing Along to Songs You Don`t Know» (нечто вроде «Подпевай песенкам, которых не знаешь») будет построен дебютный московский концерт группы Múm. Хотя от потомков фей и троллей можно ожидать всего. В прошлом году в Гамбурге они полчаса играли на установке из серебряных колокольчиков «К Элизе» Бетховена.
Остров невезения
Вряд ли Исландия может считаться самым счастливым местом на Земле. Мало того, что их языка не понимают даже относительно близкие жители Норвегии, солнечный свет выдается по талонам, а основной источник энергии — дурно пахнущие термальные источники, так у них еще и случился дефолт национального масштаба. Хотя назвать его крупным сложно — ведь все население острова 310 тысяч человек, что больше, чем в Конотопе, но меньше, чем в Смоленске. Возможно, поэтому количество рок-музыкантов на душу населения здесь просто зашкаливает. Имена их россиянам хорошо известны -- от Sugarcubes (и отделившейся от них вокалистки Бьорк) до Sigur Rós, от Bruni B. B. до Mogo Homo.
Но наши героические меломаны раскапывают все новых и новых, которые часто оказываются настолько интересными, самобытными и, извините за эпитет, крутыми, что чопорных англичан и бравурных американцев со всеми их щелевыми согласными и слушать не захочется. Именно таким образом энтузиасты и саунд-гурманы в начале нового тысячелетия открыли для себя Múm. И сделали своей персональной тайной, музыкой для посвященных, отдушиной меломанской элиты, чье название с хитрой полуулыбкой в качестве чуть ли не пароля было так приятно произносить в закрытых клубах, с легкостью пройдя фейс-контроль: «Му-ум!».
Из жизни отдыхающих
Про саму группу и теперь известно немного. Славятся постоянными перетасовками состава — даже матери-основательницы, сестры-близнецы Гита и Кристин-Анна Валтисдоттир уже оставили коллектив и теперь заменены на более юных и менее именитых девушек, для которых также не в диковинку фьорды и гейзеры. Изначально ребята озвучивали спектакли молодежных театров Рейкьявика (как это ни парадоксально, их там несколько) и выступали по тамошним же андеграундным клубам (их там много). Но после выпуска в 2000 году дебютного альбома «Yesterday Was Dramatic – Today Is OK» на крохотном национальном лейбле TMT в пресыщенном рокерской деятельностью исландском обществе заговорили о новых звездах районного масштаба.
Это действительно было свежо и удивительно, и даже определения предъявленному стилю так и не нашли. Лаунж, индитроника, пост-рок — все как будто не то... Главной фишкой этой, да и последующих пластинок было редкое сочетание футуристической вивисекции компьютерных звуков, причем весьма далеких от мировых стандартов, и не просто фолковых и обрядовых, но совершенно шаманских акустических инструментов. От жалеек и гуслей с труднопроизносимыми названиями до охотничьего рожка и баритон-саксофона, корнет-а-пистона и виолы да гамба.
А еще поражала комбинация скрытой энергетики, страсти и полной расслабленности. Они давали отдых и покой, а еще, как говорили питерские митьки, «ласковость, доходящую до дебильности». И, судя по интонациям Гуннара Тинеса и вздохам Орвара Торейярссона, меняться они не собирались.
Будет вам и белка, будет и свисток
Соберись исландцы приехать после выхода второго альбома «Finally We Are No One» в 2004 году, им, несмотря на всю харизму, предложили бы в лучшем случае сцену «Кризиса Жанра» плюс ж/д билеты до Хельсинки без пищевого довольствия. Но сейчас ситуация изменилась: у группы в России образовалась стойкая и довольно мощная армия поклонников, которые наизусть знают тексты альтернативно хитовых «The Ballad Of The Broken Birdie Records» и «The Land Between Solar Systems».
Эти избранные различают, где на аккордеоне играет Хильдур Гутнадоттир, а где ей дает передохнуть отмастеренный сэмпл. Свистки, самодельные шумовые агрегаты и допотопные аналоговые синтезаторы — все это команда тащит с собой на сцену. Работа в студии, даже если нужно озвучить «Старшую Эдду» целиком или цикл детских песенок о животных, не идет в сравнение с живыми актами. Что говорить, если даже английская «Манчестер Гардиан» высказалась про исландцев в том духе, что после них Morcheeba – грубые и лишенные чувства юмора артисты провинциального варьете.
Муля, не нервируй меня
А что же вообще это значит — múm? Покинувшие команду сестры Валтисдоттир утверждали, что это милая младенческая бессмыслица, которая при написании похожа на двух слоников, сцепившихся хоботами. А если немного изменить орфографию (убрать пимпочку в букве ú), получится исландское уменьшительное от сразу нескольких имен- Михель, Марк, Мозес. В общем, Муля.
В прошлом году Мули после солидного перерыва с обновленным составом и на новом лейбле выпустили пластинку, название которой уже упоминалось. «Подпевай песенкам, которых не знаешь» -- может, это была своеобразная индульгенция потоку сознания со сцены. Давайте тихонько, давайте вполголоса... Какие уж тут слова? А в случае чего эльфийским мелодиям «They made frogs smoke `til they exploded» и «Green Grass of Tunnel» наши люди подпоют точно.
Концерт состоится 11 марта в клубе «ИКРА».