Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

Разбор головы сорокалетнего мужика

В прокат выходит фильм «О чем говорят мужчины» -- экранная версия успешного спектакля «Квартета И». Несмотря на скудость сюжетных ходов, это одна из самых остроумных отечественных комедий последних лет.

Фабула большинства картин жанра road movie не может, как правило, похвастать чрезмерной замысловатостью, и комедия «О чем говорят мужчины» в этом смысле не исключение, поскольку сюжет легко укладывается в одну фразу. Четверо преуспевающих друзей садятся в джип, отправляются на выходные из Москвы в Одессу и не совсем благополучно, но доезжают. Цель путешествия, опять-таки в традициях жанра, не имеет принципиального значения. Одесса, как в известной песне Гребенщикова, свободно могла бы называться Эль-Пасо, а быть может, Матренин Посад. Да и намерение посетить ординарный украинский концерт дуэта «Би-2» (доступного и на столичных площадках) звучит в устах сорокалетнего мужчины откровенно абсурдистским эвфемизмом, дающим домашним понять, что разумнее выпустить человека подышать на полчаса в скверик, чем насовсем, через суд и раздел имущества, бог весть куда.

Зависимость от бытовой рутины, однако, оказывается тем чувством, которое лишь крепнет на расстоянии. На протяжении поездки герои из всех грехов, которые традиционно приписываются мужчинам, вырвавшимся из семейного вольера, предпочитают словоблудие и без пауз эту самую рутину обсуждают, оправдывая доверие жен и, может статься, изумляя зрителя.

Готовим для себя

Как и вышедшие ранее «День радио» и «День выборов», картина поставлена силами комического «Квартета И» на основе собственного театрального спектакля, но не является сюжетным продолжением предыдущих фильмов. Скажем, один из ключевых героев, субтильный шатен Леонид, здесь оказывается не закоренелым геем, но не менее последовательным мужем и отцом двух дочек, пусть и тоже изрядно дерганным. В противном случае томному Леониду, каким его знают внимательные зрители первых двух картин, не нашлось бы драматургического места в экипаже машины целевом. А фильм адресован, кажется, в первую очередь, таким же, как и герои, состоявшимся и от этого ощущения несколько уставшим гетеросексуальным жителям мегаполиса, чью жизненно-лирическую позицию озвучивает в прологе приглашенная звезда Алексей Кортнев. Если пятнадцать лет назад, узнав, что в отдельной квартире в Отрадном кукуют, дожидаясь, а кто бы их развлек, две девушки, следовало немедленно выезжать, то теперь вы задумываетесь: а почему они, собственно, кукуют, да отчего вдруг в Отрадном, да и нужно ли вам это все, если завтра поутру в офис. И, в общем, вместо того, чтобы чего-то хотеть, приходится благодарно радоваться теплящемуся желанию «чтобы хотелось хотеть чего-то хотеть».

Настолько непретенциозная позиция едва ли покажется близкой героям и поклонникам громких проектов «Наша Russia: Яйца судьбы» или «Самый лучший фильм», также поставленных осваивающими киноиндустрию сценическими юмористами. С данными комедиями картину роднит принцип сборки. Экранная версия спектакля «Разговоры мужчин среднего возраста о женщинах, кино и алюминиевых вилках», основанного сугубо на монологах и не подразумевающего саспенса (желательного в кино), представляет собой набор шуток, скрепленных необязательной сюжетной линией и иллюстрированных в клиповой манере. Но резиденты Comedy Club, не будучи уже ослепительно юными, целенаправленно работают на молодежь, движимы исключительно кассовыми интересами и предлагают товар с местами оскорбительно щадящей интеллектуальной скидкой. Тогда как Леонид Барац, Александр Демидов, Ростислав Хаит и Камиль Ларин имеют смелость готовить для себя и не боятся отпугнуть тинейджеров старперскими пассажами о том, что советская фанта была вкуснее нынешней, а в 1988-м с социально-статусными функциями белого «Мерседеса» успешно справлялась «девятка» цвета «мокрый асфальт».

Наше фашистское детство

Опять-таки родом из прошлого и такие популярные компоненты школьной культурной мифологии, как бабушки, которых в идеале следовало настойчиво волочь через дорогу (фраза «Зачем нужна дорога, если через нее нельзя перевести бабку?» звучит вполне емко и не требует от публики дополнительного знания, что это авторы любовно шутят над «Покаянием» Абуладзе), и фашисты. После картины «Гитлер капут!» фашистов можно считать удаленным от каких-либо исторических реалий актуальным брендом современной российской комедии, и здесь постановщики как будто следуют модным тенденциям. Но, в отличие от режиссера Марюса Вайсберга, они наделяют персонажей в нацистской униформе не столько фольклорными, как в анекдотах про Штирлица, сколько метафизическими функциями. В затейливых галлюцинациях героев любовно наряженные фашисты отвечают за соблюдение нравственной гармонии, которая, как нетрудно предположить, вещь довольно тонкая: расстрел светит как за чрезмерную супружескую верность, так и наоборот.

Компенсировать ностальгический уклон фильма и расширить его аудиторию способно обыкновение героев шутить не только много, но и остроумно -- в том конкретном смысле, что не тупо и не глупо. Залог вероятного коммерческого успеха этой лучшей за последнее время отечественной комедии кроется в ответе на загадку: «Почему от одного с похмелья слегка попахивает, а от другого разит?» -- «Это внутренняя интеллигентность».

Полная версия