В петербургской галерее «Этажи» открылась выставка инсталляций бельгийского модельера Кристофа Бройха. Она показывает, что дизайнер, вопреки предубеждениям, может быть смелым современным художником.
С проектом «Девушка, которая продала душу дьяволу и выиграла» Бройх должен был появиться осенью на московской бьеннале. Но художника не устроила площадка -- дом Спиридонова, и он не приехал. Заводской цех «Этажей» Бройху подошел.
Опыты дизайнеров и модельеров в современном искусстве, как правило, жалкое зрелище. Дело не в красивости их работ -- с кем не бывает. Проблема в том, что и дизайнеры и модельеры привыкли существовать в очень узком жанровом русле, и, как следствие, их работы -- робкие, осторожные, неяркие -- до современного искусства не дотягивают. В лучшем случае получается плакат, в худшем -- серия украшений уже и без того дизайнерского пространства галереи.
От выставки Кристофа Бройха тоже имело смысл ждать эффекта модного магазина. Сама фигура художника не располагала к особым надеждам: на официальном сайте Бройха вполне красноречиво есть два равнозначных раздела: Disigner и Artist. По костюмам Бройха, в мире моды вполне признанного авторитета, можно было сказать, что он вполне отважный модельер, но также легко в современном искусстве смельчак мог оказаться робкой овечкой.
Бройх как художник, для начала, ничуть не напирает на чистоту формы и красивость, а скорее наоборот, он делает нарочито уродливые инсталляции. Его работы -- это, если угодно, антиодежда, снятая с тела кожа -- образ считывается мгновенно. Так что уж чего-чего, а смелости ему не занимать.
В этих инсталляциях много скульптурности, они текучи и гибки. Генезис этих работ не в моде и даже не в современном искусстве, а, ни много ни мало, в античности -- именно к ней отсылают и фактура и цвет. Все эти массивные нагромождения больше всего напоминают скульптуры Акрополя, именно туда направлен бройховский панэстетизм (который, безусловно, есть). Тоже неожиданно.
Образный ряд у Бройха не слишком богатый: слепок головы, слепок эрегированного члена, иногда вдруг проглядывают кружевные платочки и складки. Но бьет этот набор, который художник комбинирует как душе угодно, наповал. Бройховские работы -- это чистой воды абстракция, пятна Роршаха, только управляемые. И в этом как раз его сильная сторона. Он ставит на фантазию зрителя. В этом родство с пятнами и заключается. Зрителю предлагается рассматривать работы и самому вытягивать из них образы. Считывать информацию с одинаковых посмертных масок телесного цвета, складок, нагромождений. И вот к этому материал располагает вполне. То Чапай на коне привидится, то цветок, то рыбы какие-то.
Бройх нашел тот сектор современного искусства, в котором лучше всего будет себя чувствовать. И ближе всего к нему выставлявшийся осенью ровно в том же зале Фабио Виале, мастер скульптур из мрамора. Это стопроцентно коммерческое искусство, существующее для продажи. Но при этом идеально, без сучка без задоринки сделанное, не придраться. Оно технично и не имеет четко выраженного послания. Не столько выражающее что-либо, сколько мило улыбающееся. Но в обаянии ему не откажешь.
Единственное, что смущает, это однообразие и некоторая монотонность всего проекта в целом. Но, с другой стороны, это уже чересчур -- ждать, что модельер овладеет языком современного искусства и тут же выдаст на нем что-то вразумительное. До определенной точки Бройх дошел. Теперь уже ему точно прямая дорога на бьеннале. И совсем не обязательно на московскую.