Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Легкая музыка от баловней судьбы

Два года назад благопристойная компания юношей из группы Vampire Weekend освежила застоявшийся инди-рок афро-битом. В новом альбоме с чапаевским названием «Contra», который добрался теперь и до России, они пытаются откреститься от буржуазного образа, а также делают музыку еще более воздушной и солнечной.

Золотая молодежь выбирает Африку

Молодые американцы Vampire Weekend – настоящие баловни судьбы. Их дружелюбная музыка с подзабытым экзотическим привкусом пришлась весьма ко двору в Нью-Йорке конца нулевых. А на фоне мудреных экспериментов других «независимых» простота афро-бита стала чуть ли не откровением.

Даже в повально интеллигентском цеху инди-рока благополучная четверка друзей смотрится белыми воронами. Эзра Кениг, Крис Томпсон, Крис Байо и Ростам Батманглий – дети обеспеченных родителей и выпускники Колумбийского университета, в аудиториях которого они и познакомились. Компания занялась музыкой исключительно от большой любви к искусству. Никто не рассматривал творчество в качестве источника доходов даже при удачном раскладе. В итоге «вампиры» собирались на репетиции только по вечерам после учебы и работы.

Помимо Vampire Weekendклавишник Ростам Батманглий входит в состав танцевального дуэта Discovery. А вокалист Эзра Кениг и ударник Крис Томпсон вместе исполняли юмористический рэп в группе L`Homme Run.
Долговязый вокалист Кениг – главная креативная единица, придумщик большинства мелодий и текстов Vampire Weekend. К слову, названием «Вампирский уикенд» группа обязана именно ему, вернее, снятой им на каникулах короткометражке о нашествии кровососов. Похожий на взъерошенного ежика в пиджаке Батманглий носит почетное звание продюсера коллектива, собирает идеи своего впечатлительного товарища и решает, как все будет звучать в записи.

Для издания демо-записей у Vampire Weekend хватало и своих денег. Но для серьезной музыкальной карьеры все-таки нужен лейбл. Ньюйоркцы не стали ждать у моря погоды, а сами вышли на компанию XL Records. И не прогадали, получив приятное творческое соседство с The White Stripes и Дэймоном Элбарном и мощную поддержку дебютного альбома. Позже Элбарн даже пригласил квартет в Англию для выступления вместе с реанимированными Blur.

О коммерческом успехе первой пластинки свидетельствовали верхние места каждого ее сингла в мировых чартах и всплеск моды на африканские ритмы. А для самих «вампиров» из Нью-Йорка слава выразилась прежде всего в двух вещах: полезных знакомствах со звездами и возможности выступать не только на родине. Например, бывший вокалист Genesis Питер Гэбриэл согласился сделать кавер-версию на их песню «Cape Cod Kwassa Kwassa». Тот неловкий момент, что в ее тексте Гэбриэла величают «неестественным», сам классик арт-рока обыграл в юмористическом ключе, пообещав подставить вместо своего имени какое-нибудь другое.

Не последний день буржуев

Вся критика в адрес музыкантов сводится в основном к одному: слишком успешные да гладкие. Юношам из хороших семей досталось и за имидж богатых ботаников, и за излишнюю простоту музыки вкупе с полной бесконфликтностью. Особенно квартет задело брошенное кем-то из критиков определение «анти-панк». Оскорбленный Эзра Кениг даже откопал в своем комоде старенькую футболку Ramones, а Vampire Weekend пополнили сет-лист кавер-версиями нескольких панк-хитов. Но этим дело не ограничилось. Группа пообещала, что новый альбом докажет: не тот панк, кто с ирокезом. С той же целью было придумано и воинственное название «Контра», прочно увязанное в русском сознании с анекдотами о легендарном красном комдиве.

Скромное обаяние буржуазии, от которого надо бы отказаться, да никак не получается, символизирует милая девушка в рубашке-поло, чье фото украшает обложку пластинки. А едва начав его слушать, с некоторым облегчением понимаешь: фантазия «вампиров» все-таки победила их силу воли.

Музыканты Vampire Weekendочень любят сниматься в клипах, объясняя это тем, что так лучше расслабляются после продолжительных гастролей. Отличный тому пример -- недавний ролик на песню «Сousins», где все участники группы проявляют неплохие комедийные способности.
Появившийся у Vampire Weekend легкий уклон в неофолк вызывает неизбежные ассоциации с его адептами. Как результат, удовольствие от начальных «Horchata» и «White Sky» может быть несколько подпорчено чрезмерным сходством с Animal Collective. По счастью, квартет быстро находит свою колею и дальше пользуется электроникой уже в гомеопатических дозах. В дальнейшем такие поп-гибриды, как «Giving Up The Gun» и «Run», наглядно демонстрируют преимущество живых ударных перед сэмплированным битом. Кажется, впервые музыканты попробовали себя и в жанре баллады. Обе попытки -- «Taxi Cab» и «I Think UR A Contra» -- вышли на удивление зрелыми и серьезными на фоне бойскаутского веселья «Сousins» и «Holiday». Не забывают музыканты и о любимых афро-ритмах, отводя им место в трех номерах из десяти.

По большому счету, на серьезные перемены Vampire Weekend так и не решились. Но есть в этом и свои плюсы. Ведь бунтарей по поводу и без в музыке и так хватает. А заряд солнечной музыки холодной зимой совсем не повредит.

Полная версия