Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

В арт-новостях: Саркози, якудза и комиксы

Жизнь именитой семьи в искусстве. История франкистской Испании в графическом романе. Гарлемские живописцы отправились в Ливерпуль. А татуировки японских бандитов завоевывают нецелевую аудиторию.

Арт-политика

Французы получили очередное доказательство, что, сделав президентом Николя Саркози, фигурально выражаясь, «обручились» со всем семейством. И пусть не все они идут в политику напрямую, как 24-летний сын Жан, но все равно обретаются где-то неподалеку. На этот раз отличился 81-летний отец действующего президента Поль, устроивший в Будапеште художественную выставку. И пусть мероприятие сделано совместно с немецким художником Вернером Хорнунгом, о соавторе вспоминают между делом короткой строкой. Весьма скромная экспозиция из двух картин была обречена попасть в крупнейшие европейские газеты от The Times до El Pais, причем далеко не везде она оказалась в отделе арт-хроники.

Все потому, что изобразил Саркози-старший не цветочки или лошадок, а собственного сына с невесткой. Портреты вышли совсем не парадные. Западные критики не рискнули поставить их в один ряд с прочими произведениями французской политической живописи. Рядом с «Портретом Наполеона» Давида или «Императрицей Жозефиной» Жерара эти произведения в технике digital fine art (авторское определение) смотрелись бы странно. Карла Бруни, устроившаяся с гитарой на рояле, явно претендует на звание музы автора. Господин Саркози описывает ее как «исключительно приятную молодую особу», которая помогла ему наладить отношения с сыном. А вот изображение самого президента The Times сочла «чрезвычайно авторитарным».

Сообщается, что первоначально оба портрета предназначались Карле Бруни в качестве свадебного подарка. Но то ли не понравились, то ли автор передумал, но теперь за картины назначена цена в £7000. Покупатели наверняка найдутся. Выставка уже получила такую рекламу, что теперь отправится на международные гастроли. После Венгрии на семейные во всех смыслах портреты Саркози--Бруни смогут посмотреть в Испании, а в апреле и во Франции.

Невеселые картинки

В Европе графические романы давно не исчерпываются историями о людях-пауках и прочих сверхчеловеках. И награды они получают далеко на детские. Так, на недавно завершившемся Фестивале комиксов в Ангулеме (Испания), к слову, уже 37 лет считающимся главным европейским смотром в этой области, почетной премии удостоили художника Карлоса Хименеса за работу над «Paracuellos». Издаваемая в популярных журналах в конце 70-х годах, эта автобиографическая книга рассказывает о жизни сироты после гражданской войны 1936-1939 годов. Глазами ребенка показано не только персональное детство, когда пределом мечтаний были черствый кусок хлеба и старый выпуск комикса «El Cachorro», но и жизнь послевоенной франкистской Испании в целом. Серия стала началом цикла произведений, в которых Хименес детально воспроизводил этот период в жизни страны.

Несмотря на то что официальное признание пришло почти 30 лет спустя, «Paracuellos» неоднократно переиздавался и считается классикой графического романа наряду с «American Splendor» американца Харви Пекара и «Sarutobi» Осаму Тедзуки. К слову, как и «Американское великолепие» или неизданный, но успевший прославиться «Шерлок Холмс», «Paracuellos» не был обойден вниманием киношников. В 2001 году часть истории легла в основу фильма «Хребет Дьявола» Гельермо дель Торо. Сам автор принимал участие в проекте в качестве соавтора сценария и художника раскадровок.

Художники гарлемского возрождения

Идея выставки «Афро-модерн: путешествие через Черную Атлантику», которая проходит в Ливерпуле, навеяна книгой с еще более замысловатым названием «Черная Атлантика: современность и двойное сознание» афробританца Пола Гилроя. В сложные философско-культурные концепции можно, в принципе, не вникать. Что большинство посетителей не из числа упомянутой этнической группы наверняка и сделают. Но проследить влияние художников начала XX века на собратьев по цеху безотносительно цвета кожи действительно любопытно. Известно, что «Бюст женщины» Пикассо вдохновлен африканскими статуэтками, увиденными художником в Париже. Сегодня главной приманкой выставляемого искусства The Times сочла «уход от неизбежных историй об отчаянии и страданиях с помощью остроумия, импровизации, игры и беззаботности».

Нательная живопись

Портретами 108 токийских бандитов заинтересовались на другом конце света отнюдь не благодаря стараниям Интерпола. Речь о снимках, запечатлевших работы знаменитого мастера татуировок Хориоши III. Полноцветные нательные картины поражают не только мастерством и терпением исполнителя, но и сюжетами. Некоторые позаимствованы, скажем, из классической китайской литературы. Любопытно, что сама выставка была устроена в Токио, но умудрилась получить хорошую прессу аж в Испании. Последние 30 лет мастер Хориоши посвятил не только творчеству, но и популяризации татуировки как искусства как в Японии, так и за границей. Итогом стали несколько книг и Музей тату в Иокогаме.

«Его работы гениальны. По своим художественным достоинствам в том числе. Поэтому их стоит рассматривать независимо от всех прочих обстоятельств», -- соглашается с организаторами El Pais, не забывая, правда, о том, что якудза – это все-таки не художественная артель.

Полная версия