Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Кино, которого не ждали

В строю русского коммерческого кино появился новый исправный во всех отношениях солдат. Фильм «Кандагар» успешно идет в прокате уже две недели, но реакция на него оказалась несколько странной.

Иногда бывает так, что гораздо интереснее говорить о новом кино не накануне выхода в прокат и не сразу после премьеры. Стоит подождать и посмотреть, какую реакцию оно вызовет, сколько денег заработает. «Кандагар» -- как раз тот самый редкий случай. Это кино стало во многих отношениях неожиданным. В том числе и с точки зрения отклика на него.

Многие серьезные сетевые и печатные издания этого фильма либо не заметили вовсе, либо отписались дежурными анонсами в несколько ироническом духе, подразумевая, что, скорее всего, в прокат выкинули очередную патриотическую клюкву. Внятных отзывов на фильм было совсем немного. И это при том, что случилось важнейшее кинособытие не только года, но и последних лет десяти.

Сильно запутало дело, конечно же, то, как рекламировался фильм на телевидении и на улицах. Канал «Россия», вложившийся в производство, здраво рассудил, что деньги не худо было бы вернуть, и взялся за раскрутку с рвением сантехника, рассказывающего об опере. Результат двойственный. С одной стороны, деньги действительно вернулись. За две недели проката фильм заработал около $10 млн при заявленном бюджете в $7 млн. Сборы, между прочим, для нашего кино очень достойные, и фильм точно будет прибыльным, даже учитывая то, что доходы делятся на троих: между прокатчиками, кинотеатрами и производителями. С другой стороны, публика получила совершенно не то, что ждала. Теперь, читая рецензии и форумы, можно точно сказать, что практически все предполагали новую «Девятую роту». Критики – с брезгливостью, публика, похоже, по большей части с воодушевлением.

Увидели же нечто прямо противоположное. История про наших летчиков, проведших в талибском плену около года и бежавших на своем же самолете, вроде бы абсолютно ясна, но общественно полезным трактовкам она как-то плохо поддается. И это, конечно, ее главное достоинство и раздражающий фактор одновременно. Кому хочется героизма и квасного патриотизма, тем явно не сюда. Ощущение, что пленные летчики не особенно нужны своей стране, было в реальности и четко передано в кино. И это ощущение, в принципе, довольно характерно для русского человека.

Собственно, и само пленение выглядит по большому счету справедливо. Российский грузовой самолет перевозил боеприпасы для светского правительства Афганистана, прикрываясь лицемерным формальным статусом груза – «амуниция». Так что у талибов было полное моральное право не то что захватить, но и уничтожить вражеский самолет. Для авторов фильма – это тоже абсолютно очевидный факт, которому не надо искать каких-то кривых оправданий. Не принимая и не разделяя ни талибские взгляды, ни их жестокость, фильм «Кандагар» показывает их тоже людьми, у которых есть и своя правда, и своя вера, намного более сильная, чем, например, у тех же наших летчиков (что, кстати, является отличительной чертой хорошего «военного» кино). Вообще даже такая робкая попытка по-человечески понять талибов сама по себе чрезвычайно ценна, особенно учитывая, что она почти немыслима для сегодняшнего информационного поля.

Кто-то правильно заметил, что «Кандагар» -- фильм про силу настоящих мужчин, которые могут истерить, паниковать, делать глупости, но сломать их нельзя. Собственно, в этом и заключается простой человеческий героизм пятерых летчиков, в этом же и сила драматургии «Кандагара». Это кино, построенное не на притянутых за уши идеях, но на личностях, которые в массовом кино, как правило, заменены на шаблонные типажи. И тут «Кандагар» одних приятно удивил, другим же показался скучен: где драки, стрельба, погони, приключения, спецэффекты?

Все это уже было. Практически во всех рецензиях упоминался предыдущий фильм режиссера Андрея Кавуна «Охота на пиранью» как один из лучших образцов отчественного боевика. Ключевое слово здесь – «отечественного». «Кандагар» в этом смысле кино совершенно другого полета. Мы получили и, кажется, не вполне оценили достойное коммерческое кино не только для внутреннего пользования. «Кандагар», сохранив характер национальной кинематографии, кино абсолютно общечеловеческое, и он имеет все шансы на успех в интернациональном прокате. В нем преодолен местечковый характер всех наших локальных блокбастеров типа той же «Девятой роты», «Обитаемого острова» или «Черной молнии».

Почему-то часто в отзывах на фильм попадается эпитет «средний». Пожалуй, с точки зрения высокого искусства «Кандагар», может, и не тянет на статус шедевра. Разумеется, это типичный мейнстрим со всеми его неизбежными минусами (с драматическими музыкальными темами, например, тут точно перестарались, и это единственная серьезная придирка). Но если в нашем кинопроизводстве будут все фильмы такого вот среднего уровня, можно будет говорить, что у нас сильнейшая кинематография в мире.

Полная версия