Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

14:44
Москва
22 декабря ‘24, Воскресенье

Знахарь и астролог современного искусства

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

В Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке открылась ретроспектива Леонида Тишкова. Бывший врач-гастроэнтеролог демонстрирует не только результаты своей 30-летней артистической практики, приведшей к рождению фантастических существ вроде «даблоидов», «стомаков» и «живущих в хоботе», но и некоторые итоги. По диагнозу «доктора Тишкова», художнику можно надеяться только на чудо. Так называется и сама выставка -- «В поисках чудесного».

Первая профессия

Для пришедших в искусство со стороны, то есть для тех, кто учился в вузах, но не художественных, опыт первой профессии почти что определяющий. Скажем, оставившие математику занимаются минимализмом: рисуют художественные графики и диаграммы. Бывшие морские инженеры конструируют кинетические арт-объекты. Выпускники Бауманского института, поднаторевшие в электронике, занимаются новыми технологиями и медиаартом.

Леонид Тишков по первой профессии врач. То есть он из той среды, которая в свое время дала культуре Владимира Даля, Антона Чехова и Михаила Булгакова. Да и в наши дни медицинский ресурс не оскудел. Пример – «мозговед», а точнее психиатр и художник-карикатурист Андрей Бильжо. Как-то так получается, что медики (как практикующие, так и оставившие профессию) чаще всего находят свое второе призвание на ниве литературы или гротескной графики. Вероятно, это связано с самим родом деятельности, когда приходится все время заглядывать в человеческое нутро (как в прямом, так и в переносном смысле) и постоянно писать и писать. Понятно что: истории болезни, заключения и рецепты.

Добрый доктор

Такое знание человеческой природы, конечно, иной раз может привести если не к цинизму и мизантропии, то уж точно к глубокому скепсису. Однако этого не случилось с Тишковым, обязанным своим человеколюбием домашнему воспитанию в семье учителей, почти руссоистскому отрочеству среди уральской природы и чтению сказок Бажова. Если суммировать знания физиологии, навыки письма, литературные пристрастия и неизбывную мечтательность, то в итоге получится Леонид Тишков, художник и писатель-фантаст, каким он и стал где-то к середине 80-х годов. Чего в нем больше – графика или литератора, сказать так же трудно, как и то, в какой степени его можно отнести именно к современному искусству.

Похоже на то, что Тишков занимается своего рода кинематографом, но без камеры. Он пишет увлекательные повести-«сценарии» о рождении забавных монстров «даблоидов», похожих на ампутированные ступни, и «стомаков», словно обособившихся и заживших самостоятельной жизнью частей кишечного тракта. Словом, почти как гоголевский «Нос». Причем эти байки так же убедительны, как заговоры шамана или сельского знахаря. Затем (или одновременно?) Тишков приступает к инсценировке: придает своим героям, так сказать, плоть и кровь с помощью лоскутков ткани и вязания, а на больших планшетах изображает ареал их обитания, своего рода биоморфную «Швамбранию». Трудно сказать, насколько пророческими были фэнтази художника, но что-то «аватаровское» в его проекте точно имелось.

От живота к небу

На протяжении почти 20 лет это племя (в которое влились «хоботники» и эмбрионы-«водолазы»), рожденное фантазией и художественно просмотренным атласом по гастроэнтерологии, успешно дефилировало по галереям и выставочным залам, подтверждая своим видом сентенцию «Весь мир – желудок». Но, как это бывало у сочинителей, чрезмерно увлекшихся хотя и забавной, но все же демонологией и чертовщинкой, Тишков внезапно решил обратиться к чему-то нетленному, позитивному и возвышенному. Образно говоря, не обнаружив с помощью пальпации то, что называется дух или душа, он перевел взгляд с открытой брюшной полости на звездное небо.

И заболел лунной болезнью, симптомы которой вылились в навязчивые видения небесных тел, люминесцентное свечение которых художник стал обнаруживать даже в продырявленных обувных коробках, пустых ведрах и чемоданах.

В ожидании некоего чуда разуверившийся в физиологии художник в сумерках совершает рискованные лыжные прогулки на крыше современной пятиэтажки. Но бывает, что это чудо сам же и поторапливает, как в фотоперформансах «Частная луна» и «Визит звезды», когда он, сидя в лодке, в мастерской или прямо на снегу, любовно оглаживает огромный лайтбокс в виде месяца или какого-нибудь Сириуса. Впрочем, все это больше напоминает известную по «Ночи перед Рождеством» апроприацию небесных тел. Видимо, для современного художника чудо чертовски привлекательно.

Владимирский Минсельхоз объяснил подорожание масла ростом доходов участников СВО
Реклама