Москва
22 ноября ‘24
Пятница

В арт-новостях: искусство погибающее и возрождающееся

Вместе с городом в руинах оказалось и искусство Гаити. Британцы пустили современных художников на гобелены. А греки усовершенствовали Акрополь новым музеем.

Трагедия Гаити отозвалась в арт-новостях

В руинах оказался главный художественный музей города Порт-а-Пренс Centre d`Art. В списках погибших и пропавших числится почти половина работавших на острове художников. Ущерб коллекциям сейчас, понятно, и подсчитать некому, но и так ясно, что огромное количество произведений погибло безвозвратно. Разрушены знаменитые частные галереи, такие как обладавшая крупнейшей коллекцией местного примитивного искусства The Nader Art Gallery. «Местное искусство привлекало к нашей стране внимание мировой общественности. Здесь каждый житель – художник. Даже дети художники. Искусство – это наша суть», -- объясняет на страницах Los Angeles Times член правления одного из местных музеев Жозеф Гаспар. Спрос на искусство Гаити начался в 40-е годы XX века с деятельности акварелиста ДеВитта Питерса. С тех пор самобытная гаитянская живопись маслом и большое количество акварелей пополнили коллекции по всему миру. Теперь за это благодарят высшие силы, ведь значительная часть культурного наследия таким образом оказалась в безопасности.

«Людей всегда поражало, как в такой бедной и неблагополучной стране может возникать такое невероятное искусство. Несмотря на условия жизни, художники изображают такие красочные, полные счастья сцены», -- объясняет владелица галереи Гаэль Моннин.

Живописный отклик на трагедию тоже уже есть. На одной из первых работ, представленной художником Францем Зефирином, изображено множество глаз, смотрящих с холста сквозь вихрь зеленого и голубого, а также руки, протянутые в мольбе о помощи. «Я хотел показать Гаити в море крови», -- говорит художник. Но среди этого ужаса он написал: «Гаити родится заново».

Искусство – в быт

Давно пора сделать ремейк знаменитой советской выставки 60-х годов «Искусство в быт». Есть и железный кандидат в участники -- проект супругов Криса и Сьюзен Шарп. Британцы превращают в гобелены произведения современных художников. Тем самым они реанимируют традицию еще эпохи Возрождения. Чем супруги, к слову, особенно гордятся. Как известно, ренессансные художники не стеснялись предоставить картину-другую, например, для повтора на майоликовом блюде. А те самые гобелены делались, скажем, по рисункам самого Рафаэля.

Идея арт-проекта созревала, пока Шарпы управляли компанией по производству ковров ручной работы. Художников выбрали на свой вкус. Тут оказались и миниатюристы, и мастера инсталляций и коллажей, и даже специалисты по мусору. Пригодились налаженные связи супругов с высококлассными шанхайскими ткачами. Им оказалось вполне по силам воспроизвести на гобеленах произведения, в оригинале представлявшие коллажи из фотографии, живописи и настоящих листьев, как картина Фреда Томазелли. Справились они даже с картой мира Гэвина Тёрка, составленной им из коробок, канистр и прочего мусора.

Но в итоге точным воспроизведением нюансов мастеровитые ткачи сумели удивить самих художников. Что, наверное, можно считать самым большим комплиментом. Теперь Шарпы возят свой проект по миру. В феврале актуальные гобелены увидят американцы.

Греки модернизировали Акрополь

Греки пустили современные архитектурные формы в святая святых истории и археологии – афинский Акрополь. Новый музей теперь стал важнейшей доминантой пейзажа. Желающих посмотреть на здание, открывшееся летом прошлого года, более чем достаточно. Музей принял миллионного посетителя уже в октябре. И сейчас поток не ослабевает -- там продолжают бывать по 10 тысяч человек в день. Здание, спроектированное Bernard Tschumi Architects, стоит на четырех опорах прямо над зоной раскопок, так что посетители могут видеть их сквозь стеклянный пол центрального объема. Значительное количество новых выставочных площадей решило проблему экспонирования ценнейших предметов, в том числе недавних находок. Эксперты, включая обозревателя LA Times Сьюзан Мачник, оценили в первую очередь удобство нового музея, отметив, что теперь у греков есть весомый аргумент в борьбе за возвращение рассеянных по Европе античных шедевров. Пример Греции, конечно, может стать заразительным. Однако стоит помнить, что от идеи до открытия прошло 30 лет и четыре конкурса проектов.

Полная версия