Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Гастарбайтеры орут и глумятся над Цекало

В прокат выходит «Наша Russia: Яйца судьбы», растянутый на полтора часа выпуск популярного юмористического шоу, который порадует своих поклонников, а всем остальным позволит ощутить себя безрадостными мизантропами.

Главное богатство московского олигарха Виктора Марьяновича – золотые яйца Чингисхана, погладив которые, как сенсорную панель гаджета, можно обрушить цены на нефть или обеспечить космический рост украинской гривне, тут уж как душа напоет. Как и полагается по сказочной логике, волшебные яйца не сделали владельца приятным гражданином, а напротив, вытравили из него все человеческое, кроме разве любви прихвастнуть. Устраивая в апартаментах званые ужины, бессильный перед собственным тщеславием Виктор Марьянович сначала хвастается функциональными яйцами, а потом расстреливает сотрапезников, чтобы они никому ничего не рассказали. Нетрудно предположить, что при такой слабой коммуникабельности круг знакомств у олигарха не слишком велик. Когда после очередного банкета возникает необходимость подлатать дырки от пуль в подлиннике «Сикстинской мадонны», а нормальных реставраторов герою порекомендовать некому, приходится через третьи руки ангажировать туманных «финских строителей». Отдав ключи, простодушный олигарх уезжает проконсультироваться, почему у него нет счастья, к влиятельной цыганке под Кишинев, а в апартаментах поселяются гастарбайтеры Рафшан и Джумжуд, чьей разрушительной силе позавидовало бы огнестрельное оружие, умей оно завидовать.

Продай пальто, смотри кино

Для того чтобы не знать Рафшана и Джумжуда, не обязательно быть таким же диким, как Виктор Марьянович, а можно просто не смотреть канал ТНТ, где скетчком «Наша Russia» идет достаточно долго, чтобы задуматься о душе и закрыться, о чем в канун премьеры фильма и сообщили продюсеры. Ход продюсерской мысли в данном случае понятен. Как и в случае со звездными прощальными гастролями, намеки на то, что полнометражный аккорд юмористической передачи станет не только громким, но и финальным, продиктованы, думается, не столько творческими, сколько экономическими соображениями. Подразумевается, что всякий поклонник шоу пальто продаст, а придет напоследок взглянуть, как кривляются полюбившиеся артисты – и посмеется, и взгрустнет одновременно. Неподготовленный зритель, которого любить героев Михаила Галустяна, Сергея Светлакова и Валерия Магдьяша все пять лет в эфире бог не сподобил, рискует, пожалуй, просто взгрустнуть.

Гоголь и Басков – приглашенные звезды

Заматеревшие артисты чувствуют себя достаточно уверенно, чтобы предполагать, что смешно шутить в кадре особенно не надо, а можно всецело положиться на личное обаяние и энергию. А потому среднестатистическая шутка в картине выглядит так. Герои сталкиваются с чем-то для себя необычным (это могут быть душевая кабина, ошибочно истолкованная как лифт, скелет в пиджаке или памятник Гоголю), застывают на месте, открывают сколь возможно широко рты и глаза и громко кричат, доходчиво фиксируя тем самым финал шутки. После чего скачут навстречу новым приключениям, которые дадут повод в точности воспроизвести полюбившуюся мизансцену и наораться.

Юмор другого рода навеян бытом селебретиз, до нюансов которого народ, как считается, большой охотник. Из осязаемых приглашенных звезд в картине помимо каменного Гоголя есть только Николай Басков, который самокритично поет на корпоративе под фонограмму, за что с позором изгоняется.

Артисты покрывают светский дефицит собственными силами. Так, например, заглянувших на тот же фуршет, что и Басков, Джумжуда и Рафшана принимают за Владимира Познера и Александра Цекало. Поскольку один из гастарбайтеров, действительно, морщинист и лыс, а другой – бородатый брюнет, шутка имеет право на существование. Однако она не настолько искрометна, чтобы мусолить ее десять экранных минут, и вполне сомнительна: особенно достается Цекало, который «совсем снюхался». В том смысле, что не подружился, допустим, с кем-то, а чересчур увлекся кокаином.

Наша Раша 88

При этом, если сравнивать «Нашу Рашу» с родственным ей «Самым лучшим фильмом», то новый кинематографический опыт резидентов Comedy Club представляется более удачным. Во-первых, у картины имеется относительно связный сюжет, не построенный только на пародировании. А то, что Виктор Вержбицкий изображает второго за зиму после «Черной молнии» маньяка-олигарха, то это чисто технический момент. Хотя финальная массовая сцена со скоплением южных строителей в оранжевых спецовках как будто сама напрашивается, чтобы дружески подтрунить в ней над картиной «Россия 88» (впрочем, творческая смелость создателей проекта вообще дальше перехода на личность Цекало не распространяется). Во-вторых, здесь все-таки присутствует одна остроумная шутка, пусть концептуально и приходящаяся на титры.

Этого, в принципе, не так мало, тем более что «Яйца судьбы» изначально не притворяются амбициозным художественным высказыванием, а проходят по распространенной категории кино «просто поржать». Другое дело, что все-таки совсем уж без оснований не ржут даже лошади, для которых это вербальная функция. Поклонники скетчкома наверняка переживут эти полтора часа без усилий. А зрители, с «Нашей Рашей» не знакомые, как минимум получат интересный психологический опыт, ощутив себя безрадостной сволотой уровня Виктора Марьяновича, которой тоже пора бы отправиться за жизнелюбием под Кишинев, как ездят за здоровьем в Кисловодск.

Полная версия