Москва
5 ноября ‘24
Вторник

Неупущенные диски прошлого года

Прошлый год порадовал меломанов немалым количеством интересных альбомов, часть которых вовремя не попало в музыкальную рубрику нашей «Афиши». Infox.ru восполняет пробелы и отмечает релизы, достойные того, чтобы потратить время и найти их в магазине или сети.

Панки джаза не боятся

Немногие звезды с большим трудовым стажем способны кого-то удивить своими очередными работами. Но и среди ветеранов есть свои любители ловких кунштюков. Жилистый дедушка панк-рока Игги Поп не раз демонстрировал завидную широту музыкального кругозора, но в 2009 году сумел переплюнуть даже самого себя. Бывалый панк, по его собственным словам, «порядком задолбался слушать дрянную гитарную музыку» и нанес ответный удар там, где не ждали, в области джаза. Под впечатлением от нью-орлеанской классики, стандартов босановы и книги Уэльбека «Возможность острова» Игги записал франкофильский альбом «Préliminaires». На нем он показал себя настоящим вокалистом-крунером, примерившим роль Ива Монтана. Впрочем, от рока он все же не открестился и можно быть уверенным, сегодня он играет джаз, а завтра снова даст жару.

Немое кино Кейва и Комелада

По части смешения стилей есть что сказать и самой Франции. Композитор Паскаль Комелад, конечно, не панк, но большой выдумщик. Разменяв шестой десяток, он остановился на озорной, немного странной музыке, где сельский вальсок соседствует с кабаретным шансоном, а расхлябанный рок-н-ролл исполнен на игрушечных инструментах. Музыка с последнего, бог знает какого по счету альбома Комелада «Freak Serenade» сделана во вкусе французского кино с легким налетом эксцентрики.

Другой полюс киношных страстей осваивает австралийский декадент Ник Кейв. В тандеме с напарником по The Bad Seeds Уорреном Эллисом он давно и успешно пишет музыку для авторского кино. В минувшем году друзья созрели для выпуска двухдискового альбома с саундтреками «White Lunar» -- угрюмого и бескрайнего, как океан, прекрасного дарк-фолка с ведущими скрипкой и фортепиано. Недостаток здесь только один: Кейв-сочинитель совершенно не оставил места Кейву-певцу, чей спокойный баритон мы слышим, кажется, только однажды.

Эльфы, гномы и фальшивый индус

К обширному психоделическому наследию 60-70-х годов с разных концов подступаются и опытные музыканты, и новички. Самым заметным из всех стал 28-летний Девендра Банхарт -- очарованный странник, ненастоящий индус и дитя «детей цветов». Дрейфуя по волнам памяти своих родителей, он интуитивно воскрешает прошлое. Знатоки утверждают, что его седьмой альбом «What Will We Be» стал самой убедительной попыткой этого за последние годы.

Уэйн Койн и The Flaming Lips продолжили шумовые эксперименты с космосом на альбоме «Embryonic» в компании более молодых коллег -- Карен О и дуэта MGMT. А резиденты неофолка создают нечто совсем причудливое. Так, одни из самых ярких «новых странных» The Dirty Projectors получили диковатый, но удивительно точный эпитет «эльфийское r'n'b».

Не чужды высоким материям и отдельные представители цеха тяжелой музыки. Прежде американцы Mastodon играли технически безупречный, но неподъемный сладж. Но стоило им что-то напутать с химией, как на свет появился полный мистики «прогрессивный» альбом «Crack The Skye» о царской России и астральных приключениях Распутина. Да и стало понятно, что окладистые бороды самих музыкантов вовсе не гномьи, а скорее боярские.

Скромное обаяние минимализма

Молодое поколение по-прежнему выбирает постпанк – жанр, где талант нередко подменяется краткостью. Но этим летом ни одно хипстерское сердце не устояло против скромного минимализма двух невеселых букв – группы The xx. Юные лондонцы верны выбранному стилю во всем, от простых мелодий в звенящей пустоте до супрематической обложки пластинки. За это, а еще за искреннее сочетание застенчивости и внутреннего напряжения публика их и полюбила. Немало общего у The xx и с электронщиками. Недаром на гастроли в США они отправляются с играющими электропоп шведами с таким же коротким названием -- jj.

Музыка для клерков и роботов

Кстати, именно скандинавов следует благодарить за повсеместную моду на электропоп. В первую очередь это, конечно, заслуга Röyksopp. Но в этом году можно еще припомнить и сольный дебют шведской певицы Карин Дрейер Андерссон «Fever Ray» -- сдержанную танцевальную музыку с космическим холодком. Есть свои герои и в более узких жанровых нишах электроники.

Вышел из тени с новым релизом коллектив Shpongle, играющий псай-транс – ориентальную музыку «для прозрачности души». Не исключено, что теперь место Гоа в грезах многих московских менеджеров займет выдуманная страна Шпонгллэнд. Британский музыкант и журналист Кевин Мартин вместе с поэтом из Тринидада Роджером Робинсоном выдал порцию неживого, но завораживающего дабстепа в проекте King Midas Sound. А группа Fuck Buttons продолжила играть ею же придуманный поп-дроун – музыку будущего для сломанных роботов.

Конкурс чтецов

Рэп-чемпионство в этом году, как и прежде, разыгрывалось среди тяжеловесов вроде Jay-Z, «Полтинника» и Снупа. Однако голоса критиков и продвинутой публики оказались на стороне других парней. Вторую часть концептуального долгостроя Раэквона из Wu-Tang Clan ценители уже сравнили с «Крестным отцом 2» в жанре гангста-рэпа. Мос Деф, он же успешный актер Данте Смит-Бэй, собрал для записи своей пестрой пластинки «Ecstatic» весь цвет интеллектуального хип-хопа. А группа Dälek c упорством танка атаковала американскую серость недобрым индастриалом.

Африка срывает куш

В талантах музыкантов с Черного континента сомневаться тоже не приходится. В минувшем году ЮАР удивила мир не только изобретательным кино, но и группой BLK JKS. Четверо курчавых музыкантов в трениках и смешных очках играют вместе уже десяток лет, но выпустили дебютную пластинку «After Robots» только недавно. BLK JKS не перебарщивают с национальным колоритом, а играют страстный прог-рок с вкраплениями джаза не хуже The Mars Volta. Да и совсем не «черный» голос Линдани Бутелези звучит приятнее дельфиньих криков Седрика Бикслера-Завала.

Многие из не попавших в наши рецензии музыкантов работают стахановскими темпами и готовы представить на суд публики новые работы. А уж мы теперь знаем героев в лицо и не упустим из виду самое увлекательное.

Полная версия