Трущобный фотограф получил шанс на мировое признание. Итальянский доктор ставит диагнозы шедеврам. Испанцы отстаивают права женщины в искусстве.
Шедевры и болезни
Совместить хобби с работой решил еще один любитель искусства нетворческой профессии. За что и попал на страницы таких газет, как The Times, La Stampa и The New York Times. Профессор Вито Франко из Университета Палермо -- патологоанатом, который играет в доктора Хауса в музейных залах, выбирая в качестве пациентов персонажей мировых шедевров.
За этим увлекательным занятием медэксперт провел последние два года. Результатом стал нашумевший доклад на конференции по человеческим патологиям во Флоренции. Благодаря ему мир обогатился знанием, что Мона Лиза страдала от повышенного холестерина. Инфанта Маргарита («Менины» Веласкеса) унаследовала синдром Олбрайта, генетическую болезнь, которая приводит к проблемам с костями и гормонами и невысокому росту. Не лучшей наследственностью обладали молодой человек в красной шляпе Боттичелли и Мадонна Пармиджанино, чьи удлиненные пальцы и шея навели эксперта на мысли о другом генетическом заболевании - синдроме Марфана. А сам Микеланджело мучился от камней в почках и подагры, о чем свидетельствуют его раздутые узловатые конечности («Афинская школа» Рафаэля).
Всего профессор Франко изучил около сотни произведений от древнего Египта до современного искусства. Однако наиболее плодотворным материалом оказались произведения старых мастеров, в которых ни художественная манера, ни канон не мешают постановке диагноза.
Женщине нашли место в искусстве
Прекрасной половине человечества всегда приходилось непросто во всех видах искусства. За слабый пол вступились испанцы. Музей изящных искусств в Гранаде представляет экспозицию работ 35 художниц со всего света разного времени и творческой судьбы. Здесь и не обделенные вроде бы признанием Фрида Кало и Тамара де Лимпицка, и менее известные имена XIX-XX веков, и представительницы современного искусства испанки Кармен Кальво и Кармен Лаффон, кубинка Хертруда Ривальта.
Такое собрание и само по себе привлекло бы внимание. Однако организаторы еще и подвели под него мощную идейную базу. Концепция выставки – восстановление исторической справедливости по отношению к женщине-творцу в искусстве, «чья история написана мужчинами для мужчин» (El Pais). В этом свете выставка в Гранаде предстает не просто тематической ретроспективой, а хроникой борьбы женщин, отвоевавших себе право быть не только моделями и музами, но и самостоятельными творцами.
Вслед за столицей Андалусии наглядную агитацию за гендерное равенство в искусстве увидят Леон, Саламанка и Тенерифе. О международной гастроли, увы, ничего не слышно.
Таксист-фотограф из трущоб
Главным открытием Fotoencuentros-2010 в Мурсии стал простой мексиканский таксист Оскар Фернандо Гомес. О самородке из Монтеррея испанскому фотографу и куратору форума Пако Салинасу в прошлом году рассказали друзья. А тот решил, что свежий взгляд мероприятию в любом случае не повредит и на какое-то время оставил жителей Монтеррея без фото-таксиста.
О чем вряд ли пожалел. Отзывы прессы, в том числе крупнейших национальных изданий, критиков и зрителей самые положительные. В электронной версии El Pais «новый гений городской фотографии» заслужил большего внимания, чем проект Норманна Фостера. Удивительно хороши оказались не только снимки таксиста-фотографа. Его история выглядит как готовая сценарная заявка для голливудской истории о маленьком человеке и осуществлении мечты. Что и оценили испанские журналисты. Небольшой сопроводительный видеоматериал к выставке вполне может оказаться началом уже кинематографической карьеры Гомеса.
Такси для него не просто рабочее место, а творческий инструмент. Большинство его снимков сделаны в салоне или из него. Но Гомес совмещает развоз пассажиров с фотографией не концепции ради. Фотография – его пламенная страсть с юности, но заработать ею на жизнь в Мексике, видимо, непросто. Оттого и приходится крутить баранку видавшего виды такси. И неслучайно этот любитель чаще всего снимает себе подобных – людей, которые просто стараются выжить. Одним из самых любимых снимков он называет тот, на котором рабочие со стройки за 100 песо продают свою собаку.
В своих интервью наученный горьким жизненным опытом мексиканец рассуждает о том, что скоро необходимость выбора между фотографией и заработком на кусок хлеба может исчезнуть сама собой. Но вовсе не потому, что успех большой международной выставки волшебно изменит его жизнь. Просто камера таксиста-фотографа, как и его машина, далеко не нова. «В тот день, когда она перестанет работать, мне придется бросить фотографию, потому что я не смогу купить новую», -- жалуется он.