«Принцесса и лягушка»: сказка в джазовом стиле
В первый день нового года на экраны выходит «Принцесса и лягушка» -- мультфильм, который наконец-то напомнит, за что мы любим Диснея, да и анимацию вообще. Настоящая американская мечта: с чернокожими героями, похожими на Обаму, крокодилами, играющими на трубе, вуду и старой колдуньей, поющей отличный джаз. К тому же все происходит в Новом Орлеане начала прошлого века -- самые место и время для музыкальной сказки.
Ушедший год стал годом анимации: полнометражных мультфильмов было снято столько, что под конец даже самые стойкие поклонники говорящих мышей, воюющих свинок и танцующих белок, кажется, притомились. Энтузиазм по поводу развивающихся с дикой скоростью технологий тоже сдулся -- котлеты с салатом, падающие с пугающей убедительностью зрителю на голову, или трехмерная морда крота, тыкающаяся в лицо, -- конечно, забавно, но, положа руку на сердце, смотреть на это уже нет никаких сил.
И вот после нескольких довольно невнятных заимствований и не слишком удачных экспериментов Дисней наконец дал понять, кто в доме хозяин. «Принцесса и лягушка» -- первый за долгое время нарисованный руками художников двухмерный (!) мультфильм. Уже с первых кадров ясно, как же мы по этому соскучились.
Фильм начинается с того, что две девчонки – богатенькая Шарлотта и чернокожая Тиана, дочь лучших в городе портнихи и повара, мучают кошку. Мимика двух хулиганок и судорожные движения несчастного животного переданы с такой энергией, что никакие технологии пока сымитировать не в силах. И никакие остроумные морские свинки не заменят, как оказалось, хорошего сказочного сценария.
Блюз -- это когда хорошему крокодилу плохо
А девочки тем временем подросли, но не изменились. Шарлотта, как и в детстве, мечтает о принце, а Тиана -- о собственном ресторане, как когда-то ее отец, очень похожий на Обаму. «Yes, we can», -- говорит он и умирает. А она идет к мечте, как учит протестантская этика, работает на трех работах и откладывает копеечку в банку – и осталось-то ей совсем немного. И тут мама голосом Опры Уинфри (что для иного американского зрителя даже серьезнее, чем Обама) говорит целеустремленной дочке, что кроме труда и цели в этой жизни есть место чуду и любви. И разумеется, чудо и любовь в результате побеждают. Все-таки дело происходит в Нью-Орлеане, на родине джаза, где бог знает из какого сора родился целый мир. И даже быть лягушкой на берегах Миссисипи, как оказалось, не скучно.
Разумеется, появляется и принц. Настоящий, благородных кровей, но правда, без гроша, поскольку царственные родители лишили его содержания за любовь к джазу и склонность к прожиганию жизни. Веселый бонвиван прибывает в Новый Орлеан на бал в надежде найти себе богатую женушку (в русском варианте за принца поет Стас Пьеха, а за Тиану -- молодая и сильная джазовая певица Анна Бутурлина). Инфантильный принц, разумеется, немедленно становится жертвой вуду-мошенника и превращается в лягушку.
Благодаря чему вместо очень симпатичных человеческих персонажей в фильме появляются отличные герои-животные. Например, Крокодил Луи мечтает играть на трубе в настоящем джаз-банде (блестящее исполнение Билли Новика); есть еще хлопотливый беззубый светлячок Рей, смешно окающий, потому как с северных болот. Но фееричнее всех «В принцессе и лягушке» вышли представители волшебного мира. Инфернальный доктор-вуду, Человек-тень -- персонаж, вполне достойный «Кошмаров перед рождеством». И потрясающая старая слепая Мама Оди, похожая на Эллу Фицджеральд. Могучим голосом Ларисы Долиной она пропоет героям, которые придут к ней за помощью, что люди, бывает, частенько и сами не знают, что им по-настоящему нужно.
Не наша лягушка
К концу все, конечно, встанет на свои места. Принц узнает радости труда, а Тиана -- волшебство любви. Не так уж и плохо для детской сказки.
Надо еще отметить, что, несмотря на некоторую схожесть названия, к нашей «Царевне-лягушке» их «Принцесса и лягушка» не имеет совсем никакого отношения. Ну кроме самого факта, что лягушка может оказаться на поверку представителем какого-нибудь благородного рода. Однако раз уж все равно вспомнили, интересно провести параллели.
В русском народном варианте эта история должна привести подрастающее поколение к таким выводам: раз уж накосячил, попал в лягушку, так терпи, дружок, такова судьба. Может быть, твое терпение вознаградится, и лягушка окажется трудолюбивой красавицей. Но лучше на это не рассчитывать.
В американском варианте история получается совсем другая: превратившись в мерзкое холодное существо, оказавшись в болоте, сучи лапками сколько сможешь. Делай все, чтобы ситуацию исправить, но если это окажется невозможным, попробуй найти в новом качестве свои преимущества. В конце концов, у лягушки, как мы теперь знаем, вот это склизкое не сопли, а мускус.