Москва
27 декабря ‘24
Пятница

Гай Ричи оживил Шерлока Холмса

Киногод закончился двумя значительными премьерами. Обе открыли новые горизонты. «Аватар» Джеймса Кэмерона забежал вперед и предложил человечеству другой мир. «Шерлок Холмс» Гая Ричи как будто оглядывается назад. Но это только кажется.

Российская гордость может оставаться на своем месте. Мы всегда считали, что лучшая экранизация рассказов Конан Дойла была сделана у нас. Можем так считать и дальше, поскольку Гай Ричи опирался не столько на классическую литературу, сколько на комиксы Лайонела Уигрэма. Что, в общем-то, уже всем известно. Так что сравнивать великолепных Ливанова и Соломина с Дауни-младшим и Лоу просто бессмысленно. Они совершенно другие, но, пожалуй, не менее замечательные и, кстати, столь же ироничные, что особенно приятно.

Ричи отправил Холмса и Ватсона по следам некоего лорда Блэквуда (Марк Стронг), чернокнижника и убийцы, вознамерившегося стать мировым диктатором, запугав британцев своим мистическим воскрешением и прочими магическими навыками.

Холмс, погруженный в беспросветную депрессию по случаю казни Блэквуда, моментально оживляется, когда тот выходит из могилы, расшвыряв, как гальку, неподъемные мраморные плиты. Ватсон, погруженный с головой в подготовку к женитьбе, порадовавшись за улучшение самочувствия друга, тем не менее, категорически не намерен участвовать в его новых авантюрах. Сопротивление, разумеется, бесполезно.

На след Блэквуда, впрочем, не особенно и прячущегося, сыщиков выведет Ирэн Адлер (Рэйчел МакАдамс), эффектная авантюристка, шпионка, закоренелая преступница и просто красавица. Больше про сюжет ничего знать не надо. Если фактуру Конан Дойла Ричи изменил до неузнаваемости, то вот детективный дух сохранен безупречно. В лучших традициях книги и жанра вообще Холмс только в самом финале растолковывает Ватсону гораздо более хитроумную интригу, чем кажется. Однако к отточенной дедукции тут добавились крепкие кулаки.

То, что Ричи сделал из Холмса прежде всего и из Ватсона отчасти супергероев – бросается в глаза каждому. Тут и кино смотреть не обязательно. По трейлеру уже все ясно. Казалось бы, Ричи идет по тому же пути, что и все успешное массовое кино, толкающее публике все новых и новых суперчеловеков. Но, во-первых, и суперменская мифология довольно радикально меняется (см. «Хранителей»). А во-вторых, и Ричи не так прост. Своим новым фильмом он доказал, что способен сделать блокбастер ($83,82 млн за неделю мирового проката) и остаться при этом самим собой. В общем, Холмс и Ватсон – супергерои весьма неординарные потому, что они истинные британцы.

А образ истинного британца Ричи последовательно кует практически во всех своих фильмах. И одна из ключевых черт этого образа – безумие или, если угодно, эксцентрика, а еще точнее -- героическая эксцентрика интеллектуала. Взявшись показать нового Холмса, Ричи, конечно, понимал, что у публики в головах великий сыщик вместе с его помощником и другом давно сложились в викторианские штампы. В нашем сериале эти штампы были поданы с тончайшей иронией и нежным любованием одновременно. В фильме Ричи они опрокинуты. Ричи сделал Холмса и Ватсона живыми, но не людьми, конечно, а героями.

Он придумал много чего странного. И кулачные бои – далеко не самое неожиданное. Настойчиво, например, демонстрируется какая-то чересчур экзальтированная привязанность Холмса к своему другу. Он готов ревновать Ватсона даже к невесте. Но и эта, соблазнительная для пересудов черта -- только штрих в портрете. Главное же в Холмсе, каким его сделали Ричи и Дауни, -- адреналиновая наркомания, голод ума, томление гения, не способного жить нормально. Изящные дедуктивные пассажи, которыми Ливанов снисходительно огорошивал Соломина, рассказывая все про очередного посетителя, здесь превратились в муку. Читать обычных людей Холмсу--Дауни скучно. Примитивен мир, в котором нет большого приключения. А если его нет, то надо его спровоцировать, закрутить, сконструировать. Что и обожает делать в своих фильмах Ричи. Для него сюжетная заваруха – вовсе не просто требование жанра и способ удержать внимание зрителя. Реальность, постигаемая и проживаемая, как игра, захватывает этого режиссера. В ранних фильмах он ее осваивал. В «Револьвере» эта идея формулировалась сложно, не особо считаясь с публикой. В «Шерлоке Холмсе» он просто отдался любимой стихии и, судя по всему, намеревается продолжать в сиквеле.

Полная версия