Москва
22 ноября ‘24
Пятница

«Черная молния» побеждает белую горячку

В прокат выходит главный новогодний блокбастер «Черная молния» -- супергеройский продюсерский проект Тимура Бекмамбетова. Обаятельная техника в этом фильме переигрывает малосимпатичных героев.

Родившийся в простой семье, о густом пролетарском замесе которой свидетельствует харизма артиста Сергея Гармаша в роли папы-вагоновожатого, студент МГУ Дима Майков растет неприятным, завистливым юношей. Понижению самооценки способствует ухоженный лучший друг Максим, который не со зла, но метко поплевывает Диме в душу: то приедет на лекции на белом «Мерседесе», то посадит в этот «Мерседес» первую красавицу курса Настю Светлову. Последней каплей становится с неуместной гордостью подаренная отцом советская «Волга» ГАЗ-21, которую герой склонен трактовать не как средство передвижения, а как кургузый черный гроб на колесиках, куда можно запихнуть свои загубленные юные мечты.

В тот же день он как нельзя кстати попадает на лекцию олигарха Купцова (Виктор Вержбицкий), который повторяемым на разные лады тезисом «надеяться ни на кого нельзя, только на себя» сбивает в неокрепшем сознании молодого человека все кропотливо выставленные родителями базовые настройки. Воспользовавшись советом лектора, что начинать путь к вершинам бизнеса следует с малого, Дима устраивается курьером в кавказскую цветочную фирму. И действительно преуспевает, поскольку везде поспевает, а что еще надо для успешного курьерского промысла?..

Небо в розах, земля в алмазах

Фокус в том, что «Волга» умеет летать. Героиня заслуженной советской актрисы Екатерины Васильевой без запинки сообщает, что заправляемый в машину бензин «заряжается, проходя через нанокатализатор, и становится нанотопливом». Опытный образец в 1970-е разработали трое советских ученых, но потом повлюблялись друг в друга и из удивительных романтических соображений спрятали изобретение от глаз потомков. Пока Дима осуществляет по столице воздушную доставку роз, тем самым как бы забивая гвозди микроскопом, нанокатализатор разыскивает Купцов. Революционный источник энергии нужен ему, чтобы добуриться до крупнейших в мире подмосковных алмазных залежей. Причем подмосковные они в прямом смысле слова – лежат не в Бирюлеве, а непосредственно под столицей. В случае успеха треснет геологический шлейф и Москва провалится. Однако Купцов, как это свойственно маньякам со средствами, по этому поводу не рефлектирует.

Позиционируемая как первый русский опыт в области «супергеройского кино», картина, безусловно, не является сиротой (равно как, впрочем, и законнорожденным отпрыском) и должна восприниматься в контексте большой голливудской семьи летающих мужчин в трико. Разглядывая карапуза и так и эдак, нетрудно определить, что глазками он определенно пошел в «Супермена», стремлением поскорее встать на ножки -- в «Железного человека», загребущими ручонками перебирает как «Человек-паук», отрыгивает как «Халк».

Он Ефремов, и это многое объясняет

В то же время патриотическая русопятость младенца, несмотря на обилие заграничной родни, не вызывает ни малейших сомнений. Если на земле продукт отечественного автопрома покамест уступает немецкому, то в небе русские по обыкновению первые. Это становится понятно, когда по результатам финального боя над Красной площадью летающая «Волга» благополучно паркуется, а искореженный летающий «Мерседес» мертвым грузом позорно уплывает в стратосферу. Зрелищная часть «Черной молнии» вообще не вызывает особых нареканий. Хотя выдергивание нанокатализатора из корпуса автомобиля во время воздушного маневра, как будто это какой-то свадебный пупс на веревочке, значительно превосходит лимит сюжетного простодушия, допустимый в супергеройском жанре. Как и трудолюбие наймитов Купцова, которые вместо того чтобы найти Димину «Волгу», пробив ее приметный номер по базе, не выбирают легких путей и инспектируют все московские цветочные ларьки.

Помимо автомобиля за трансляцию в произведении русского духа отвечает уже классический спитой персонаж Михаила Ефремова, который, периодически наблюдая в небе «Волгу», ошибочно диагностирует сам себе белую горячку, бросает пить и переходит на бег трусцой. Михаил Олегович, вне всяких сомнений, великий артист своего поколения и способен даже не особенно танцуя обернуться балериной, однако превращение алкоголика в физкультурника в его исполнении выглядит не бог весть каким убедительным. То же, к сожалению, касается и главного героя. Поднаторев в правдоподобном изображении ущербных завистливых лохов, каковым персонаж юного дебютанта Григория Добрыгина предстает три четверти фильма, отечественный кинематограф пока не научился лепить из этой сырой гумусной массы супергероические конфеты.

Жестокий романс

И поэтому даже в минуты идеологически правильного морального выбора или триумфа храбрый, но противный Дима выглядит все-таки Карандышевым из «Жестокого романса», который пытается дать Паратова. Может, впрочем, статься, что это продуманный сюжетный ход и в последующих сериях (работа над съемками начнется летом) нравственно неуклюжий по юности герой достигнет-таки должной моральной кондиции. Если это так, то куда основательнее сценаристам придется попотеть над духовным преображением Насти (Екатерина Вилкова), которая имеет манеру раздавать обоим юношам увесистые лирические авансы и не моргнув красивым глазом врать: «Ты можешь мне доверять». Эту девичью легкомысленность, которую менее толерантно можно обозначить и как вполне оголтелое распутство, едва не пресекает рухнувшая сосулька – а ведь, по Воланду, на человека ни за что ни про что ничего с крыши не падает. Возможно, стоило засыпать героиню льдом, а не лепестками, и к следующей серии, что во франшизах не возбраняется, подыскать герою подругу поприличнее.

От «Дозоров» и сиквела «Иронии судьбы» новая картина, где Бекмамбетов выступил как продюсер, унаследовала, увы, не чувство юмора, но настырный продактплейсмент, алкогольным чарам которого не поддается разве только персонаж Ефремова. Понятно, что демонстрация в кадре возможностей конкретного интернет-провайдера не та слеза ребенка, которая убьет зрительские впечатления от красоты мира «Черной молнии», экономически связанной с этим провайдером напрямую. Да и пользователи «айфонов» едва ли сразу после просмотра побегут домой проверять, а будет ли любимый гаджет работать, как у Димки, если ненадолго его утопить. Однако хочется из идеалистических соображений порекомендовать авторам в дальнейшем совать в кадр спонсорскую продукцию чуть более остроумно. Ну или сыграть по-крупному и снять уже картину, где супергерой Русский Стандарт и супергеройская макаронина Макфа побеждали бы мечтающего перекрутить человечество в фарш раскосого злодея Чебурека и примкнувшую к нему безродную космополитку Шаурму.

Полная версия