Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Этот безумный, безумный, «Безумный спецназ»

В прокат выходит «Безумный спецназ», спродюсированная Джорджем Клуни антивоенная комедия. Нечасто случается, чтобы политический фильм оказывался еще и смешным.

Жизнь репортера Боба Вилтона (Юэн МакГрегор) складывается так, что через десяток-другой лет ему суждено скончаться в редакции от инфаркта на почве обжорства – эта кода типовой журналистской карьеры в первых кадрах фильма обрисована вполне назидательно. И когда жена уходит к однорукому главреду с выразительным стальным протезом, все становится настолько плохо, что это даже скорее и хорошо. Поняв, что надо сменить обстановку, Боб выпрашивает себе военную командировку в Ирак.

Восток, особенно если наблюдать его из гостиничного бара, правда, тоже оказывается не так кровав и живописен, как его изображает CNN. Все меняется, когда герой встречает знойного усача с военной выправкой (Джордж Клуни). Тот рекомендуется журналисту как отставной офицер созданной в 1960-е экспериментальной «новой армии Земли», куда мобилизовали призывников с паранормальными талантами, и предлагает ему отправиться в путешествие по пустыне. Поскольку солдаты этой армии звались джедаями, а артист МакГрегор немало преуспел как раз по джедайской части в «Звездных войнах», поразительные способности персонажа Клуни поначалу не вызывают у зрителя никаких сомнений. Репортер, однако, первое время поглядывает на причуды нового приятеля, как почетный деятель РАН на пасы Кашпировского или на Чумака с тазиком. До тех пор пока безумные россказни джедая не начинают обрастать материальными подтверждениями по принципу снежного кома.

Коза – иракский суслик

Жанр левацкой голливудской сатиры, разит ли она, как в «Буше» или «Фросте против Никсона», конкретную фигуру, или, как в «Трех королях» (с тем же Клуни), войну в Ираке, не находит большого понимания у российского зрителя, который вполне индифферентен по отношению к политике даже внутри своей страны. Причем неважно, что эта сатира, сея сомнения в души дистрибуторов, подписана, как правило, звездными именами. У «Безумного спецназа», впрочем, в нашем прокате есть перспективы, поскольку это кино не только обличительное, но и довольно смешное, что с агитационной продукцией случается редко. По конструкции фильм напоминает русскую армейскую комедию «ДМБ», также не лишенную паранормального флера. По крайней мере, звучавшая у режиссера Качанова шутка про метафизического суслика, который никому не виден, но определенно есть, в этой картине была бы как родная.

Правда, герои, тренируя военные навыки, пристально рассматривают не сусликов, но коз (что и поэтически сформулировано в оригинальном названии «Мужчины, которые смотрели на коз»). Джордж Клуни тридцать секунд экранного времени напряженно вглядывается в глаза козла, отчего последний в итоге, обессилев от борьбы, валится замертво. Герой с еще более примечательными, чем у Клуни, усами после медитации с разбегу врезается в стену. Поскольку стена -- не коза, реагирует она так, как стенам по роду деятельности и полагается. Джефф Бриджес, отчасти реанимируя своего Чувака из «Большого Лебовски», прогуливается перед армейским строем с тугой, как у Юлии Тимошенко, косой и вещает: «У армии США нет другого выбора, кроме как быть чудесной». Воспроизводится бородатый и, как выясняется, интернациональный анекдот про запретный прием из восточных единоборств, от которого жертва гарантированно умирает, но не сразу, а через произвольное количество лет.

Битвы мозга и разума

Гэгами и развлекательными монологами, какими Дон Хуан мог бы подкармливать юного ученика Кастанеду («Я залез в твой мозг и воевал там с разумом»), по большому счету, дело и ограничивается. Ближе к финалу, правда, режиссер-дебютант и давний соратник Клуни Грант Хеслов вносит в происходящее элемент горестного пафоса. Безумный «Безумный спецназ» основан на реальных событиях. И в США действительно была сформирована паранормально-хипповская бригада, воины которой учились укрощать противника силой взгляда, вселенской любовью и прочими неортодоксальными средствами. Из предложенного репертуара командование, впрочем, взяло на заметку только креативный способ доводить ускоренным проигрыванием песенок из мультфильмов до белого каления заключенных в тюрьмах, куда камера ненадолго заглядывает.

Хиппи, в общем, всегда были славными болтливыми ребятами, однако, когда они пробовали сделать что-нибудь, спаси и сохрани, значимое и осязаемое, в итоге не получалось ничего хорошего. У безусловно талантливых голливудских «леваков», в общем, родственная проблема. Когда из похвальных идеалистических соображений они отвлекаются от коммерческих проектов в пользу, так сказать, политически значимого кино, то получается либо добротная скука, либо, в лучшем случае, «Безумный спецназ». От души сыгранный, но топорно поставленный набор симпатичных кухонных анекдотов, армейских баек и мескалиновых выдумок, которые в единую историю собираться не хотят, а разбредаются, как те козы. Тогда как шедевры, не менее идеологически заряженные, но не перестающие быть при этом абсолютным кино, снимают люди вполне политически умеренные – см. «Хвост виляет собакой» Барри Левинсона.

Полная версия