Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Non/fiction будоражит писателей и читателей

В Центральном доме художника состоялось открытие Международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fiction. Ярмарка продлится до 6 декабря. Кризисную нехватку новых книг издатели компенсировали многочисленными дискуссиями и «круглыми столами».

Прошлая non/fiction пришлась на начало кризиса, настоящие последствия которого должны были проявиться в этом году. Издатели, у которых на стендах оказалось много пустующих полок, заставили их старыми книгами и освободили себе время для дискуссий. Причем градус политизированности разговоров заметно повысился. В самом центре ярмарки, на стенде издательства «АСТ», с которым в этом году не соседствует «Эксмо», бодро вещал Захар Прилепин. Он с ходу стал открещиваться от «вредного» влияния своих коллег Дмитрия Быкова и Сергея Шаргунова, которые заражают всех своим социальным пессимизмом. А свою собственную позицию он иронически выразил в духе гедонистических притязаний другого автора, Натана Дубовицкого, с его тезисом «Кто не любит власть, на самом деле не любит жизнь». Этажом выше портал Openspace провел дискуссию «Искусство и власть: новая апатия». Писатель и публицист Александр Архангельский сразу заговорил о некнижных реалиях -- «Саяно-Шушенская ГЭС, майор Дымовский». Торжество апатии он не провозгласил, но призвал всех «искать новые ходы», а не соглашаться жить под лозунгом «Православие, самодержавие, доходность».

Полный зал собрался на презентацию последней книги Владимира Набокова «Оригинал Лауры». Опубликованный против воли автора, этот роман стал скандальным событием. Наверное, сам Владимир Владимирович удивился бы, узнав, что его наброски стали чуть ли не главным и самым обсуждаемым экспонатом крупнейшей ярмарки интеллектуальной литературы. Тем не менее так получилось: издательство «Азбука» представило книгу в «массовом» варианте, а основной, более помпезный вариант с перфорированными и предназначенными для превращения в карточки страницами можно было посмотреть на стенде. Сразу после Набокова свежеиспеченный лауреат «Большой книги» Леонид Юзефович обсуждал «литературный консерватизм» с писателем-фантастом Сергеем Лукьяненко.

В первый день состоялось и открытие стенда главного гостя ярмарки -- Чехии. В специальной витрине выставили чешские книги по-русски от Яна Амоса Коменского до Милана Кундеры и Вацлава Гавела. При входе на ярмарку можно увидеть выставку чешских художников, а на третьем этаже даже понаблюдать за работой мастерской Orbis Pictus. Это не единственный проект, обустроившийся на самом верхнем этаже ярмарки. В «Идеальном магазине» Бориса Куприянова на ваших глазах изготавливают книги всего за 15 минут. Тут же выложены стопки книг, отобранные писателями и критиками. Например, можно «закупиться по Мамлееву», и получится набор из Достоевского, Тургенева, Чехова, Белого и Платонова. А если говорить о более подробной консультации, то стоило прислушаться к критику Сергею Костырко, представлявшему на стенде издательства «Время» свой сборник «Простодушное чтение».

Еще одну подсказку подбросили сами организаторы, вывесившие списки «топ-книг» нынешней ярмарки. Среди самых заметных премьер, по версии Infox.ru: «Выбранное» Алексея Парщикова (ОГИ), «Крыша ехала домой» Юнны Мориц («Время»), каталог выставки о Корнее Чуковском («Три квадрата»), первый том «Истории еврейского народа в России» («Мосты культуры»), «Евангельские рассказы для детей» Майи Кучерской («Время»), «Подстрочник» Лилианны Лунгиной (Corpus), «Измеряя мир» Даниэля Кельмана («Амфора»), «Линия отрыва» Евгения Бунимовича («Новая газета»), очередные тома собрания сочинений Фридриха Ницше («Культурная революция»), «Архитектура Москвы. 1989-2009» Николая Малинина («Улей»).

Полная версия