Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

«Антикиллер» нюхает порох и спасает водку

На экраны выходит «Антикиллер: Любовь без памяти» -- на удивление качественный и остроумный боевик. Это тот редчайший случай, когда третья часть проекта оказывается куда удачнее, чем обе предыдущие.

Как в картинах жанра нуар принято искать женщину, так в «Антикиллерах» в обязательном порядке устраивают поиски воровского «общака». Как мы знаем из специальной литературы, в криминальных кругах общественные деньги наделены теми же священными полномочиями, что и чаша Грааля в кругах рыцарских. В обоих случаях святыней не является какой-то осязаемый предмет. Она становится поводом для кинематографического разговора на сколь угодно отвлеченные темы. В третьей серии гангстерской эпопеи, начав с банальных денег, герои потихоньку ищут собственное «я», новую работу, опять-таки женщину, своих и чужих детей, неприятности, смысл жизни и, что для жанра вполне естественно, мученическую смерть.

На дворе нулевые, и «общак» выкрадывают сравнительно цивильным способом. Уводят деньги со счетов путем компьютерной атаки, но при этом злоумышленники все-таки не сдерживаются и из ностальгии по прежней нравственной простоте взрывают банкира Хондачева, бросив на месте преступления шаманский бубен. Недобитый банкир прихватывает с собой самое ценное, а именно секретаря-референта Катю, и отправляется на поиски старого знакомого -- милиционера Коренева aka Лис, который служит в уголовной отрасли города кем-то вроде кризисного менеджера. Милиционер пребывает в лечебно-трудовом профилактории, где проходит курс лечения от «злоупотребления алкоголем и табельным оружием». Узнав, что за ним опять пришли, реагирует на это как любой герой боевика на покое: пытается сигануть в синее море, для успокоения нервов нарисованное на стене палаты. Как опять-таки бывает в боевиках, аргумент для того, чтобы выманить Лиса из клиники, находится. И это не спасение человечества или возвращение «общака», а замечательные Катины ноги. Операционная система героя некоторое время сбоит, но, когда он простреливает конечность одному нехорошему человеку, уделывает битой троих и, сев за руль, провоцирует на шоссе представительно снятую аварию, становится понятно, что бывших кризисных менеджеров не бывает.

У семи нянек дитя с глазами

Лежа в ЛТП, герой Гоши Куценко много думал и додумался, в частности, до того, чтобы стать прозаиком. Тем же самым, есть основания полагать, были заняты последние шесть лет и идейные вдохновители «Антикиллера» -- франшизы со странной судьбой. Первый фильм представлялся вполне интригующим пробным камнем эпоса, щедрым не столько на достоинства, сколько на авансы. Снятая годом позже картина казалась каким-то «Антикиллером-17», конвейерной халтурой, произведенной усталыми людьми, которые не любят ни свою работу, ни друг друга. Третья часть сочинялась дюжиной сценаристов. В результате от прозы матерого детективщика Корецкого остались даже не рожки да ножки, а в лучшем случае фрагменты волосяного покрова. На смену Егору Кончаловскому пришел талантливый дебютант Эльдар Салаватов. В результате у бригады нянек, вопреки присказке, получилось не кривое, а на диво ясноглазое, здоровенькое и бойкое дитя.

По ходу затянувшегося подготовительного периода авторы отсмотрели немало новинок проката и, по собственному признанию, более всего вдохновлялись корейским триллером «Олдбой». Зритель менее истовый, но все же захаживающий в кино достаточно регулярно, рискует обнаружить в картине немало общего с вдохновенным боевиком «Адреналин». Наш обновленный Куценко, во-первых, так же лыс, как Стэтем, а во-вторых, тоже неважно себя чувствует. Но поскольку обстоятельства требуют собранности, а больничные таблетки куда-то закатились уже в первой перестрелке, он вынужден подкреплять себя всякими народными средствами. От водки и секса, которые испокон веков первыми приходят на ум прихворнувшему русскому мужчине, до модернистских наркотических опытов с порохом. В третьем «Антикиллере» выражение «пороха понюхать» не прибаутка, а буквальная процедура для бодрости.

Ефремов водку не обидит

Роднит «Антикиллера» и «Адреналин» еще и конструкция сюжета, прямолинейность которого только подчеркивают шизофренические виньетки. Сходна и собственно зрелищно-членовредительская часть, к которой авторы подходят с изрядной выдумкой. По сюжету, скажем, предусмотрен фаллоимитатор, который работает по принципу чеховского ружья. Сначала интригующе долго болтается у брутального героя в кармане, но затем находит-таки вполне эффектное драматическое применение. В общем, если разводить сомнительную культурологическую бодягу о соответствии отечественного кино импортным образцам, то «Антикиллер» дает для этого куда больше поводов, чем глазированный экшен «На игре». При этом каждый эпизод здесь выдержан в почвеннической интонации любимого стихотворения Данилы Багрова «Это все мое, родное, это родина моя». Учинив очередной апокалипсис уездного значения, герой релаксирует на фоне русского поля, безгранично пасторального, каким его умели писать передвижники.

Не вызывает особого раздражения и свойственный всем «Антикиллерам» специфически-семейный подход к кастингу, а также работающий как обух по голове продакт-плейсмент. В одной сцене мы при трагических обстоятельствах прощаемся с героем кинокритика Станислава Ф. Ростоцкого, а уже в следующей нас в белом врачебном халате дожидается шеф-редактор «Коммерсанта» Андрей Васильев. Впрочем, оба справляются с нехитрыми актерскими задачами вполне удовлетворительно.

Что касается рекламы спонсорской продукции, в фильме ее простодушный напор достигает пронзительных высот, для зениток критики недосягаемых. Михаил Ефремов, как ребенка, спасающий водку «На березовых бруньках» от взрывной волны, -- это образ, художественную силу которого трудно переоценить.

Полная версия