Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Полированные сказки и брутальная жуть звучат в выходные

Черная королева шестидесятых Дайон Уорвик вспоминает былые годы. Исландский австралиец Мороз гонит музыкальную жуть. Рыбак выжимает «Сказку». ONYX устраивает «Slam».

Бен Фрост (Исландия), Лоуренс Инглиш (Австралия), Pententacles

В альбоме 2007 года «Theory of Machines» австрало-исландец Бен Фрост соединил струнные и клавишные с электроакустическим звучанием, металлом и монотонным построком. И не прогадал. «Альбом, цементирующий имя его автора как одного из самых интересных и ломающих стереотипы продюсеров современности», «будущее электронной музыки», «просто великолепный» – журналисты ведущих изданий не поскупились на восторженные эпитеты и сравнения. Переезд композитора из жаркой Австралии в столь же изолированную географически, но разительно отличающуюся по климату Исландию был, кажется, предопределен – человеку с фамилией Мороз не место в стране вечного лета. Фрост сразу же с головой окунулся в жизнь острова: от написания статей на остросоциальные темы в местных изданиях до сочинения холодящей душу музыки для местных танцевальных и перформанс-трупп. Про себя новоиспеченный исландец тоже не забыл, выпустив пару недель назад жуткий по атмосфере, но прекрасный по звучанию альбом «By the Throat» («За горло»). Живые выступления Фроста – отдельная история. Он физически атакует собственный материал, пытаясь обуздать целую кучу инструментов, усилителей и прочих приспособлений. За будущее электронной музыки не страшно – страшно ее слушать.

«Актовый зал», пятница, 27 ноября, 20.00

Дайон Уорвик (США)

Дайон Уорвик в американской поп-культуре сродни Людмиле Гурченко или Алле Пугачевой в отечественной – певица, актриса, эпоха. Уорвик пропустила вперед одну лишь Арету Франклин по числу синглов, попавших в Billboard Hot 100 с 1955 по 1999 год: у Уорвик их 56, что делает ее двадцатым наиболее успешным исполнителем за без малого 50 лет. Золотые годы уроженки Нью-Джерси пришлись на шестидесятые и были связаны с именем главного эстрадного композитора того времени Берта Бакара. Сотрудничество было настолько тесным и плодотворным, что его прекращение в конце десятилетия нанесло по карьере Уорвик серьезный, но, как выяснилось впоследствии, не смертельный удар. Уже в 1974 году она впервые занимает верхнюю строчку Billboard Hot 100 с песней «Then Came You», записанной вместе с ритм-энд-блюзовым коллективом The Spinners. До конца восьмидесятых последовали еще несколько фантастически успешных синглов, но это уже были снайперские выстрелы по сравнению с нескончаемой канонадой шестидесятых. Исполнительница соула и утонченной попсы, Уорвик так и не смогла до конца адаптироваться к эпохе диско и пришедшим ей на смену молодым дивам восьмидесятых. Кстати, одна из них, Уитни Хьюстон – кузина Уорвик. Сейчас обладательница пяти статуэток «Грэмми» и посол Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН живет в Рио-де-Жанейро, который еще в начале шестидесятых приглянулся ей настолько, что она незамедлительно купила там дом и начала изучать португальский.

CrocusCity Hall, суббота, 28 ноября, 19.00

Александр Рыбак (Норвегия)

Певец, композитор, актер, победитель многочисленных конкурсов, Рыбак и до своего визита в Москву не сидел без дела, но после триумфального возвращения на родину в качестве победителя «Евровидения» пустился во все творческие тяжкие. Например, отправился в тур с бывшей победительницей конкурса от Норвегии Элизабет Андреассен. Правда, тур был запланирован еще до окончательного решения о его поездке в Москву в качестве участника. Затем снялся в основанном на реальных событиях и самом дорогом в истории Норвегии фильме о детях-бродягах. Но главное -- через пару недель после «Евровидения» выпустил дебютный сольный альбом на мейджоре EMI. Как нетрудно догадаться, альбом носит название песни, сделавшей из Рыбака звезду европейского масштаба – «Fairytale». Альбом стал трижды платиновым в Норвегии, занял высокие места в прочих скандинавских странах и России, но коммерческого успеха заглавной песни, которая сразила без малого всю Европу, повторить не смог. Критики встретили его по-разному: в основном были слышны положительные отзывы, но некоторые издания не постеснялись обозвать исполнителя «хоббитом со скрипкой», а его песни «хитами для смурфов». Как бы то ни было, дебютным альбомом Рыбак доказал главное для каждого амбициозного исполнителя – он не звезда одной песни, а как минимум одаренный поп-композитор и исполнитель. Принято считать, что второй альбом всегда самый сложный, пока же он может с полным правом выжимать соки из сочиненной им «Сказки».

«Б1 Максимум», суббота, 28 ноября, 21.00

ONYX (США)

Для молодежи первой половины девяностых вопрос: «Ты за металлистов или рэперов?» был куда важнее гамлетовского «Быть или не быть?» и куда актуальнее, чем «Кто идет за «Клинским»?». Сейчас, когда в модном клубе спина к спине танцуют рэперы в растянутых футболках и поклонники инди-рока в обтягивающих джинсах, его фундаментальность не так очевидна, но тогда это был судьбоносный выбор. Предводителями металлистов считалась Metallica, у рэперов эту роль исполняли четверо бывших цирюльников из Квинса Onyx. Перекошенная овальная рожица, символ группы, украшала едва ли не все подъезды постсоветского пространства, и до сих пор нередко встречается в неотремонтированных домах. Между тем настоящим хитом за 20-летнюю карьеру исполнителей стал лишь дебютный альбом 1993 года «Bacdafucup», спродюсированный самим Jam Master Jay. В названии пластинки, которое можно мягко перевести как «Держись от меня подальше», вся суть доведенной Onyx до крайности стилистики хардкор-рэпа. Зашкаливающая агрессия живых выступлений, брутальная тематика и совместные треки с земляками-хардкорщиками Biohazard сделали их музыку гораздо более приемлемой для слэма, чем для танцпола. Последующие за Bacdafucup полтора десятилетия прошли по стандартному для многих успешных групп сценарию: несколько незаметных альбомов, уход из группы некоторых участников, сольные амбиции, эксперименты на актерской ниве, воссоединение и неугасающий культовый статус. Onyx обещают выпустить новый альбом в конце 2009 – начале 2010 года, но с куда большим нетерпением зрители будут ожидать, когда три черных парня – Big DS скончался в 2003 году от рака – закричат на весь зал «Slam» и начнут выплевывать рифмы одной из лучших песен в истории хип-хопа.

Discoteque, воскресенье, 29 ноября, 19.00

Полная версия