Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Кэнди Далфер дует со смыслом

Кто-то первым делом вспомнит ее проигрыш из песни «Careless Whisper» Джорджа Майкла. Кто-то -- щемящий мотив «Lily Was Here», записанный в дуэте с Дейвом Стюартом. А кто-то -- надрывные рулады в балладе «Purple Rain» Принса. Несравненная голландская саксофонистка только-только разродилась новым альбомом «Funked Up & Chilled Out» и обязательно познакомит с ним столичных меломанов, которым она в прошлый раз между хитами радостно кричала: «Я любить водка!»

Ветряные мельницы, сыр и деревянные башмаки

Джон Снуверинк, фронтмен некогда популярного квартета Teach In, автор хита «Ding-a-dong», более известного по блестящей кавер-версии покойного Мурата Насырова, как-то доверительно сообщил автору этих строк, что Голландия могла бы стать колыбелью мирового рок-н-ролла вместо Англии. Если бы не природные лень, прагматизм и обилие легальных домов терпимости.

Появившаяся на свет в Амстердаме, неподалеку от площади Дам-сквер, третья девочка в семье известного саксофониста Ханса Далфера просто обязана была связать свое будущее с музыкой и на своей шкуре испытать все прелести страны, так и не ставшей великой рок-державой. На дворе стояла осень 1969-го, мир разрывался между любовью к «Битлам» и страстью к «Роллингам». Даже имя будущей звезде папа дал английское. Кэнди слушала в музыкальной школе Баха и Генделя, а дома -- Сонни Роллинза, Коулмана Хокинса и Декстера Гордона.

В восемь она уже была на ты с сопрано-саксофоном, в двенадцать освоила тенор и даже тяжеленный баритон. Попутно девочка занималась плаванием и легкой атлетикой. Даже добилась бы неплохих успехов, если бы не желание стать рок-звездой. У нее были примеры -- те же Teach In, триумфаторы «Евровидения», создатели «Шизгары» Shocking Blue и короли поп-рока континентальной Европы начала 1970-х The Golden Earrings. Однако для чопорных англичан и заносчивых американцев, главных поставщиков рок-продукции на планете, Голландия оставалась страной ветряных мельниц, пикантного сыра и деревянных башмаков. Ну еще местом, где сквозь пальцы смотрят на «лист зеленый, лист резной» в самокрутках и открывают музеи секса. Шансов завоевать мир у юной саксофонистки было немного, и она довольно долго наслаждалась умеренным локальным успехом и гонорарами в тысячу гульденов в лучшем случае -- если публика до отказа набивала главный зал где-нибудь в Энсхеде.

И грянул глэм

Все изменилось в 1989-м. Приятель ее отца, половинка пребывающих в коматозе Eurythmics Дейв Стюарт, приехавший в Амстердам за острыми ощущениями, поджемовал с девушкой в студии. И в результате родилась волшебная мелодия «Lily Was Here», вошедшая в саундтрек фильма «De Kassiere» (режиссер Бен Фербонг). В итоге она стала мировым бестселлером в жанре инструментал/фоновая музыка. Англичане первыми отдали голоса за безвестную голландку, работающую в тандеме с их национальным героем. Композиция достигла шестого места в UK Singles Chart, а через пару недель -- 11-го места в хит-параде ста наиболее популярных песен в США -- Billboard Hot 100. Это был настоящий успех.

Его корни -- в наступившей эре глэм-рока, вернее, в ее второй волне. Народу нужна была эклектика -- горячая, яркая, эротичная и удивляющая каждым звуком. Никто никогда не говорил, что Кэнди была великой саксофонисткой, но она всегда знала, как, что и когда выдуть из своего инструмента. При этом она выглядела как модель и во главу угла ставила эротичность, а не аутентичность.

Принс, Мадонна, Ван Моррисон, Арета Франклин, Джордж Майкл, группа Blondie и их предводительница Дебби Харри -- все они вкусили в должной мере особенного мастерства мисс Далфер и разделили с ней успех. Говорят, ей предлагал руку и сердце главный американский глэм-рокер Томми Ли. Кстати, Кэнди очень похожа на Памелу Андерсон, только моложе и естественнее. Далфер до сих пор не замужем и так же соблазнительна для миллионов мужчин. И двойная номинация на «Грэмми» ей скорее помогает, чем мешает в этом смысле.

За хлеб, за воду, за свободу

Недавно Кэнди выпустила свой десятый (и двойной) альбом «Funked Up & Chilled Out» («Возбужденная и заторможенная»). Двадцать два хита в гипермодном нынче поджанре смус-джаз. Они богато сдобрены фанком, приправлены хип-хопом и панированы ближневосточной этникой. Выделяются жестокий романс «Finger Poppin`» (сленговый смысл -- «сидеть на хлебе и воде, испытывать крайнюю нужду») и загадочная «Loose» («Свободная»). Ближе к финалу -- жизнеутверждающая и не требующая перевода«Oda Al Vino». С вином и другими крепкими напитками у Кэнди нежная дружба и взаимопонимание. И пусть она, как обычно, весело требует водки от московской публики. Далфер дует со смыслом в любом состоянии. Главное, чтобы прозвучало все, что нужно, от древней «Sax a Go Go» до новейшей «Don`t Go».

Концерт состоится 27 ноября, в 20.00, в Московском международном доме музыки

Полная версия