В арт-новостях: скандальный атеист обновит собор Св. Павла
Киноклассики осваивают выставочные площади. Китайское искусство идет в Европу. А Дэмиен Хёрст просится в церковь.
Вендерс и женщины, Хичкок и завороженный художник
Сопутствующие кинофильмам товары – это не только книги, компьютерные игры и кукольные персонажи. Это еще и выставки. В Мадриде до 13 января пускают в «интимное» кинематографическое пространство мэтра Вима Вендерса и его супруги и соратницы Донаты. Именно так преподносится выставка «Как в последний раз» («Como si fuera la última vez»). На ней показывают более 120 фотографий, сделанных на съемках пяти последних картин режиссера, среди которых «Отель «Миллион долларов» и «Съемки в Палермо». Как раз тех, где супруги работали вместе.
Цветные снимки Вендерса и черно-белые его супруги оценивают более чем высоко, сравнивая их с работами Анри Картье-Брессона, непревзойденного мастера превращать в образ жизнь, застигнутую врасплох. Даже само название экспозиции отсылает к известной цитате великого фотографа: «Когда я снимаю, я знаю, что это будет последний раз, когда я вижу то, что запечатлела моя камера».
Впрочем, эмоциональным испанцам было мало прозаичной репортажной или кинематографической ценности выставки. «Эта экспозиция ясно говорит, пожалуй, об одном: женщины, сопровождавшие режиссера по жизни, играли в его творчестве определяющую роль», -- делится впечатлениями обозреватель El Pais Патрисия Ортега Долс. Как известно, работал и работает Вендерс много. Неудивительно, что и женат он был пять раз. Большому мастеру нужно много вдохновения.
Знаменитые режиссеры не только сами обживают выставочные площади, но и вдохновляют других. Сцену из фильма «Завороженный» Альфреда Хичкока с помощью пластика, стекла, скотча и мощного потока света воспроизвел и переосмыслил американец Марк Хэйсмэн. Художник настаивает, что не создавал арт-ремейк Хичкока, а «разговаривал со светом». За результат этих бесед желающие могут заплатить $10000.
Мао на продажу
От Поднебесной в любом случае никуда не деться. Вот и The Financial Times не смогла пройти мимо торгов «Мао и искусство нового Китая». Большая часть редких экспонатов попала на аукцион из коллекции бывшего британского офицера Питера Уэйна. Этот ценитель прекрасного в 1969-1972 годах служил в Гонконге, где и пополнял свое собрание. Среди лотов цитатники Мао в оригинале (30000£), на иврите (£1200-1800) и для слепых (£300-500), фарфор с портретом Великого кормчего (£10000-15000 за вазу), значки времен Культурной революции и 20 красных нарукавных повязок.
Этой осенью китайцев показывают и в Бельгии. В октябре в Брюсселе открыли совместную выставку современного искусства Китая и Бельгии. Цель, кто бы сомневался, -- «показать сходства и различия в работах представителей двух культур».
Дорога в храм Дэмиена Хёрста
Англиканская церковь решила обновить внутреннее убранство собора Святого Павла. Среди прочего пространство под куполом храма на полгода украсят два полотна высотой 20 футов. И все бы ничего, если бы их автора не звали Дэмиен Хёрст.
Любопытно, что атеист Хёрст к религиозной тематике обратился не впервые. В 2003 году показывали его инсталляцию «Иисус и ученики» -- 13 стеклянных резервуаров, заполненных формальдегидом, в 12 из которых плавали головы коров. Да и его знаменитый бриллиантовый череп называется «Из любви к Богу». Теперь ему, понятно, придется использовать иные художественные средства. Как сообщает The Sunday Times, в качестве моделей для картин с рабочими названиями «Надежда» и «Спасение» Хёрсту позировали собственные сыновья 14, 9 и 4 лет.
Зачем это Хёрсту, вроде бы понятно. Когда человек после домашнего скота в формальдегиде вдруг пишет маслом религиозные сюжеты, об этом в любом случае будут говорить. Церковью же, по всей видимости, руководило стремление быть «на одной волне» со своей паствой. «Мы делаем это потому, что современное искусство трогает воображение. Оно может и вдохновлять, и бросать вызов. Мы интересуемся этим искусством, независимо от того, является художник религиозным или нет», – утверждает руководитель проекта Кэнон Мартин Уорнер. Можно не сомневаться, что многовековой опыт работы с творческими личностями также учли. Работы Хёрста должны были появиться в соборе уже сейчас, но явление «Надежды» и «Спасения» отложили до следующего лета. Уж не на доработку ли отправили? Опыт классиков должен был научить Хёрста: церковь – придирчивый заказчик.
К слову, имя Хёрста, возможно, самое громкое, но далеко не единственное в проекте. В рамках того же начинания убранство Святого Павла дополнят плазменные экраны с видеоинсталляциями Билла Виолы, изображающими Богоматерь и святых мучеников.