Все золото готов столица получит на Хэллоуин
С 29 по 31 октября в Москве проходит Gothic Film Fest – небывало масштабный для России киносмотр готических фильмов. Показывают как признанную классику, так и картины, о готичности которых зрители прежде не догадывались.
Дела с инфернальными кинофильмами недурно обстоят и в повседневном российском прокате. Готично настроенный зритель всякую неделю может обнаружить для себя что-то занимательное. Если, скажем, не «Историю одного вампира», которую продвинутый в определенном направлении человек наверняка сочтет чересчур семейной и мягкотелой, то как минимум документальное исследование «Тайны смерти». Это обстоятельство не остановило организаторов фестиваля. Напротив, позволило предположить, что готических картин (особенно в Хэллоуин, который у нас отмечают пусть не так массово, как День cвятого Валентина, но не менее увлеченно) заинтересованной публике слишком много не будет.
Фильмы для показов отобраны с большой любовью и не без чувства юмора, с которым в готической культуре, как считается, не густо. Допустим, картина «Носферату – симфония ужаса» немецкого классика Фридриха Вильгельма Мурнау смотрится в общем списке как влитая. Однако едва ли советский мастер Григорий Козинцев, снимая в 1964 году «Гамлета», подозревал, что делает типично готическое кино. С другой стороны, есть же у Шекспира--Козинцева и прекрасная утопленница Офелия, и страшащийся утреннего крика петуха призрак отца Гамлета, так что все жанровые формальности соблюдены.
Какой вампир без усталой смерти
Основную программу составят снятые в последние годы картины. Официальная российская премьера среди них одна, но, впрочем, довольно мощная. Это «Жажда» ценимого российскими киноманами корейца Пака Чхан-Ука («Сочувствие госпоже Месть», «Олдбой») – история о священнике, который был приятнейшим человеком, пока не стал вампиром в результате медицинского эксперимента. Из остальных хитов программы – два шведских (вампирская мелодрама «Впусти меня» и хоррор «30 дней до рассвета») и два про культовую панк-группу Joy Division, игравшую музыку в равной степени прекрасную и мрачную. О творческом пути коллектива и в особенности его харизматичного лидера Йена Кертиса расскажут документальный «Joy Division» и игровой черно-белый «Контроль», режиссерский дебют знаменитого фотографа Антона Корбайна. Плюс японские «Кинопроба» Такаши Миике и «Реинкарнация» Такаши Шимицу.
Тему восточного кино, в котором с изысканными ужасами все хорошо, продолжит ретроспектива Шинья Цукамото, сравнительно молодого (49 лет), но уже заслуженного духовного собрата Дэвида Линча. Среди его наиболее известных картин – «Кошмарный детектив», в котором действие вертится вокруг смертельных для абонентов телефонных звонков, и трэш-хоррор «Тецуо – железный человек».
Самая аутентичная часть Gothic Film Fest – европейская классика мистического хоррора 20-30-х годов прошлого века, на которые пришелся расцвет жанра. Тут, на взгляд разбирающегося кинолюбителя, собраны исключительно бриллианты. «Руки Орлака» (1922) Роберта Вине проливают «Кровь поэта» (1930) Жана Кокто, что венчается «Усталой смертью» (1921) Фрица Ланга. В одном невеселом, но представительном и захватывающем замогильном хороводе кружатся «Призрак» (1922) Мурнау, «Вампир» (1931) Карла Теодора Дрейера, «Франкенштейн» (1931) Джеймса Уэйла и, наконец, «Дракула» (1931) Тода Браунинга. Золотое было время.
Советское -- значит, готичное
Организаторы, надо сказать, блюдут чистоту жанра и более поздних голливудских и европейских фильмов на заданную тему (а это и почти весь ранний Бертон, и многие ленты Полански, да хоть «Дракула Фрэнсиса Форда Копполы») не видят в упор. Исходя, очевидно, из того логичного обстоятельства, что фестиваль не резиновый. Зато обращают пристальнейшее внимание на отечественный кинематограф в рамках ретроспективы «Позднесоветская готика». Тут практически все. От упомянутого «Гамлета» (1964) и «Короля Лира» (1970) Козинцева, «Теней забытых предков» (1965) Параджанова и «Сталкера» (1979) Тарковского до «Среди серых камней» (1983) Муратовой, «Писем мертвого человека» (1986) Лапушанского и, конечно, «Господина оформителя» (1988) Тепцова, без которого пир не пир. Жаль, что в программу чисто хронологически не влезло снятое уже после развала СССР «Прикосновение» Альберта Мкртчяна. Сделанный за пять копеек самый страшный русский хоррор по версии imdb, после просмотра которого сразу хотелось бежать за веревкой и мылом в хозяйственный, было бы занятно увидеть на большом экране и с пленки (а практически все картины феста будут представлены на пленках).
Атмосферу мероприятия организаторы обещают соответствующую. И на спецпоказы, которые пройдут в «Художественном», ЦДЛ и «Пионере» в ночь с 30 на 31 октября, ждут гостей, должным для Хеллоуина образом одетых и накрашенных. Обещаны выступления достаточно мрачных диджеев, макабрические шоу и прочие тематические мероприятия, организовать которые помогут привлеченные с Запада специалисты.
Подробности и расписание Gothic Film Fest -- на сайте «Кино без границ» www.arthouse.