Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Как независимые издатели бьются с кризисом

Принцип «плох тот солдат, что не мечтает стать генералом» в издательской сфере действует не всегда. Рядом с крупными корпорациями существуют малые независимые издательства. Они генерируют значимые идеи, задают моду и представляют лицо российского книгоиздания. Если экономический кризис поставит под угрозу их существование, акулам этого бизнеса не у кого будет перенимать опыт и переманивать авторов.

Исчезающее множество

Здесь, скорее, действует другой принцип, тот же самый, что и в развитии науки. Например, для того чтобы появился один гениальный ученый, нужно дать возможность развиваться десяткам талантливых, сотням способных и тысячам обыкновенных. Какими будут авторы, которых подхватит огромный поток миллионных тиражей, зависит и от небольших истоков малых издательств. Причем желательно, чтобы таковых было больше. Чем прихотливее карта издательского мира, тем лучше.

Особенно это важно, когда речь идет о «внежанровой» прозе, то есть не только о детективах и фантастике. На этой условной карте видно, как ищет подходящие книги для «новых взрослых» издательство LiveBook. Где-то левее продолжает традиции русского авангарда «Гилея». На самой границе с европейскими литературными землями «Текст» отслеживает тамошних авторов. А на каких-то темных задворках Kolonna Publications откапывает наследие эпатажных маргиналов ХХ века. Здесь же должны быть и провинциальные издательства, которым удавалось бы среди специальной литературы и переизданий классиков урывками уделять внимание современной прозе, как это до недавнего времени делало, например, «Сибирское университетское издательство».

«Не все сферы творческой жизни могут генерировать деньги», -- этими словами Владимир Путин сопроводил решение выделить средства для поддержки толстых журналов, которые тоже в своем роде являются малыми издательствами. Можно добавить, что сфер, от которых не требуется сиюминутного генерирования денег, должно быть много. Наверное, идеальная проверка вкуса для российских читателей могла бы выглядеть так: небольшая лавка, в которой несколько стеллажей заставлены минималистски оформленными книгами. У каждого издательства -- свой цвет для серии новой прозы, на манер французского Gallimard, всем обложкам предпочитающего белую.

Большой секрет для маленького издательства

На прошлой книжной ярмарке non/fiction издатели Варвара Горностаева и Сергей Пархоменко, покинувшие «Азбуку-Аттикус» из-за разногласий с руководством, объявили о том, свой новый проект Corpus они открывают совместно с «АСТом». Под крыло «АСТа» переместилось и одно из самых непримиримых издательств Ad Marginem, в названии которого, казалось, было заложено принципиальное противостояние всякому мейнстриму. Это, впрочем, не означает, что вместо привычных, всегда стильно оформленных книг новонайденных отечественных авторов мы увидим безличную продукцию на плохой бумаге. Скорее, книги Ad Marginem получат улучшенную дистрибуцию. Наверное, перспективных авторов у малых издателей все равно будут переманивать, но так, по крайней мере, это будет происходить в рамках одной большой семьи. Впрочем, на этот счет директор Ad Marginem Александр Иванов приводит в пример случай французской писательницы Анны Гавальда, которая, став очень успешной, все равно не изменила своему постоянному небольшому издательству Le Dilettante. О плюсах и минусах объединения с крупными издательствами говорит и Ольга Морозова. Ее случай особый: придя в «Аттикус», она не оставила собственный проект «Издательство Ольги Морозовой», так что разницу между самостоятельностью и сотрудничеством она теперь видит на собственном примере. По словам Морозовой, она может воплощать те идеи, которые не всегда получали развитие в малом издательстве, однако понятно и то, что в крупной корпорации эти единичные издания могут затеряться в общем потоке.

Куда уйти от кризиса

Что же остается тем издателям, которые не хотят жертвовать самостоятельностью или же просто не нашли подходящего «старшего брата»? На самом деле с такой проблемой сталкиваются отнюдь не только отечественные издательства. Не так давно британский Dedalus, известный нашим читателям по книгам Эндрю Крами и Роберта Ирвина, остался без грантовой поддержки и оказался под угрозой закрытия. Тогда об этом очень шумела пресса, в защиту небольшого, выпускающего некоммерческую прозу издательства собирались подписи. В результате новый грант был получен. Правда, следующий год опять под вопросом. На сайте издательства новых книг не обещают, а только приглашают на ноябрьскую декадентскую вечеринку. Во всяком случае, издатели поддерживают свой стиль, который можно охарактеризовать давним девизом «помирать, так с музыкой».

Уже упомянутое издательство Kolonna Publications сначала известило коллег о том, что замораживает выход книг, но теперь все же сдвинулось с мертвой точки. А на вопрос о самой возможности кооперации редактор Сергей Ершов отвечает: «С большими издательствами сотрудничать не хотим категорически потому, что они нас съедят за три минуты. А если не съедят, то испортят нам настроение своей пошлостью и скукой».

Столь же значимым символом, каким в начале 2000-х стала книжная ярмарка non/fiction, как раз ориентированная на малые издательства вроде «НЛО», «ОГИ» и «Текста», в нынешнем году оказался первый московский фестиваль вольных издателей boo fest. Более тридцати участников, среди которых «Летний сад», «Водолей», «Русский Гулливер», «Самокат», широкий резонанс и очень тесное пространство выставочного зала «Катакомбы» в галерее «На Солянке». Обычные столы вместо стендов: на таких и не всегда разглядишь новые книги, которых, соответственно, не так уж и много. Достаточно энтузиазма и мало кондиционеров. Такова была эта ярмарка.

В те же дни, что проходила Московская международная книжная выставка-ярмарка, несколько малых издательств устроили альтернативное действо на «Винзаводе». Скоро подобную «стоковую» ярмарку устроят и на «Фабрике». А самый показательный пример торгового проекта издателей -- книжный магазин «Додо Спейс». Его вместе с коллегами создала директор издательства LiveBook Шаши Мартынова. Это именно культурное пространство, где покупатель сразу становится читателем и даже зрителем и слушателем.

Полная версия