Москва
17 ноября ‘24
Воскресенье

Sotheby`s продает наволочки дома Романовых

Вчера в Государственном Историческом музее открылась трехдневная предаукционная выставка избранных предметов искусства из коллекций Sotheby`s, которые уйдут с молотка на торгах в Нью-Йорке (2 ноября) и в Лондоне (30 ноября -- 1 декабря). Среди топ-лотов картины Гончаровой, Экстер, Григорьева и Коровина, портсигары и запонки работы Фаберже и Болина, ранее принадлежавшие великой княгине Марии Павловне, а также две наволочки, предлагаемые по цене 200-300 фунтов стерлингов.

Большая часть живописных лотов будет распродана на нью-йоркских торгах, ювелирные же изделия и прилагаемые к ним две наволочки разойдутся к новым обладателям с лондонской New Bond Street. Такой аукционный расклад установился еще прошлой осенью, когда продажу картин русских художников «сотбисники» подверстали к нью-йоркскому аукциону импрессионистов и модернистов, а драгоценные безделушки дома Романовых ушли с молотка в Лондоне. Однако если в прошлом году на New Bond Street предметом торга были ювелирные изделия, принадлежавшие главной ветви российского императорского дома и их родственникам из датской королевской фамилии, то на нынешнем аукционе будут распроданы драгпредметы, бывшие собственностью боковой линии Романовых. То есть семейства великого князя Владимира Александровича (дяди Николая II) и его супруги Марии Павловны (урожденной принцессы Мекленбург-Шверинской).

Бриллианты, спасенные от диктатуры пролетариата

По поводу провенанса этого собрания можно было бы снять захватывающий историко-авантюрный фильм с обысками чекистов, заговорами дипломатов и тайными вывозами ценностей патриотами-монархистами. Тем более что и подлинные реквизиты имеются – те самые наволочки (лоты 109 и 110). Как раз в этом постельном белье осенью 1918 года профессор живописи Рихард Александрович Берггольц (или Берхгольц) принес в шведскую миссию не то что собрание, а груды из 60 портсигаров и наборов запонок. Тайну клада, хранившегося в гардеробной Владимирского дворца в Петрограде, ему доверила великая княгиня Мария Павловна, знавшая Берггольца по Императорской академии художеств, президентом которой она и была до революции. «Их Высочество» были по-немецки предусмотрительны. За год до этого княгиня, не нашедшая покоя из-за арестов и обысков даже в Кисловодске, попросила чем-то обязанного ей агента британской разведки Альберта Стопфорда переправить в Лондон наиболее ценные семейные реликвии. Что и было выполнено. Миссия Берггольца – второй ювелирный транш в этой истории. И произведен он был безукоризненно. В самом деле, кто бы мог заподозрить члена комиссии Наркомпроса по приобретению художественных произведений, каковым и являлся профессор живописи, в контрреволюционной деятельности и контрабанде? Да и для разбирательств времени не было, поскольку уже в 1920-м и августейшая заказчица акции, и ее артистичный исполнитель скончались: она во Франции, он в Петрограде. О содержимом наволочек знали лишь немногие шведские дипломаты, которые и переправили сокровища в Стокгольм, где они хранились в сейфах МИДа. В 1952 году наволочки вскрыли, но затем снова запаковали из-за вполне обоснованных опасений, что советское правительство и не подумает делиться с настоящими наследниками. Наконец, в прошлом году сокровища афишировали в присутствии юрисконсульта Романовых. Поле чего потомки великих князей благоразумно решили реализовать драгпредметы через аукцион Sotheby`s, а вырученную сумму потратить на реставрацию храмов во Франции и Германии, заложенных еще Марией Павловной.

Портсигар с намеком

В принципе, то, что было скрыто в наволочках с пометками «Appartient a S.A. Imp| la grand Duchesse| Wladimir» («Принадлежит Ее Императорскому Высочеству, Великой княгине, супруге князя Владимира») представляет собой наборы джентльменских аксессуаров, ценность которых особенно возрастает в глазах собирателей монархических реликвий. Иные из них сопровождаются памятными записками. Как, например, золотой портсигар с эмалью, который был подарен Николаем II младшему отпрыску Владимира Александровича – Андрею. Дар императора оценен по максимуму, в 70-90 тыс. фунтов. Или, как скажем, серебряный портсигар с двусмысленной надписью «assez d`enfants», что означает и «чтобы было достаточно детей» и, напротив, «хватит детей». Безделушка со странным пожеланием относится к 1882 году, когда Мария Павловна разрешилась последним, пятым ребенком – Еленой. Папиросница с намеком предлагается всего за 1 500-2 500 фунтов. Собственно, в этой ценовой вилке колеблются и эстимейты остальных лотов, которые в совокупности должны принести наследникам дома Романовых около 1 млн фунтов.

Хотя живописная подборка Sotheby`s в этом году не столь обширна, тем не менее, в ней заметны весьма качественные вещи. Как, например, показательная для Бориса Григорьева картина из серии «Лики России» (400-600 тысяч долларов) или же «Подсолнухи» Натальи Гончаровой (600-800 тысяч долларов) из известной нью-йоркской коллекции Шрайберов. Так или иначе, но за самыми топовыми живописными работами – «Венецией» Александры Экстер (1 млн фунтов) и репинским «Казаком» (600-800 тысяч фунтов) – нужно будет ехать в Лондон, где и будут распроданы сокровища из великокняжеских наволочек.

Полная версия