В Лондоне на арт-ярмарках снова обсуждают финансы, мужчины восхищаются стилем махараджей и борются за цветные костюмы, а женщины приглашают погулять в лесу на главной площади города.
Корректировка ценностей
Очередное крупное арт-событие London`s Frieze art fair вновь заставило говорить о рынке современного искусства в свете экономики. Впрочем, сейчас отчеты с любого подобного события напоминают сводки бизнес-новостей. Форум в столице Великобритании открылся на прошлой неделе. На входе посетителей очень кстати встречало произведение польской художницы Моники Сосновски -- что-то вроде частично упавшего огромного белого тента. Этот объект обозреватель The Financial Times и The Art Newspaper Джорджина Адамс назвала метафорой современного состояния рынка: прогнулся, но все же не падает. Символ, судя по всему, следует считать оптимистическим. Все-таки это не белый флаг.
Времена бума 2006-2008 годов прошли и остались лишь ностальгическим воспоминанием. В прошлом году в Лондоне аукционы современного искусства выручили £103 миллиона. В нынешнем Sotheby`s и Christie`s рассчитывают всего на £33 миллиона. Неутешительную динамику подтверждает и сайт Artprice.com, отслеживающий данные аукционов по всему миру. Поэтому именно вопрос «В каком состоянии рынок?» вполне справедливо называют главным на London`s Frieze art fair. «Он никуда не делся, хотя и значительно сократился. Стало меньше покупателей и меньше продавцов. Но настоящие коллекционеры все еще в деле», -- отвечает на него Филипп Сегало, арт-советник Франсуа Пино и других видных покупателей. «Что касается галерей, ситуация не настолько мрачная, как мы думали еще весной», – вторит ему Мэтью Слотовер, один из организаторов Frieze art fair. Господин Слотовер имел в виду, что на место большинства закрывшихся галерей, по крайней мере в Лондоне, исправно заступают новые.
В это же время в том же месте стартует еще одно заметное событие -- Art London в Челси. Одна из главных особенностей – цены, которые, по утверждению все той же The Financial Times, «не испугают вашего банкира». Подобные неординарные ходы небольших форумов – вынужденная мера в борьбе за выживание. Либо приспосабливаешься, либо закрываешься.
На перемены решилась и ярмарка Zoo, традиционно собирающая молодые галереи и считающаяся важным дополнением Frieze art fair. По словам ее директора Сорейи Родригес, в этом году публику ждет своего рода «гибрид из коммерческой и некоммерческой частей». Так что современное искусство по-прежнему дешевеет, приспосабливается, но все же не сдается.
Антикризисная роскошь
Восточная культура, в полном соответствии с прогнозами историка моды Александра Васильева, триумфально шествует не только по российским просторам. В лондонском Музее Виктории и Альберта открылась выставка «Махараджа: блеск королевских дворов Индии». Все полагающиеся такому мероприятию составляющие налицо: мерцающие золотые драпировки, крупные драгоценности, павлиньи перья и прочие антикризисные радости жизни. Выставка наглядно напоминает, как роскошь может быть синонимом статуса.
Помимо искусствоведческой и этнографической ценности данная экспозиция интересна и с точки зрения моды. Начали всерьез поговаривать об очередной тенденции. Но авторитетные эксперты с Сэвил-роуд осторожничают. Так, портной Ричард Джеймс поясняет: «Я люблю богатство, но сейчас это было бы не к месту. И все же мужчины хотят в одежде больше цвета». Уилл Палмер, директор еще одной местной марки Chester Barrie добавляет: «Потребители ищут альтернативу серому. В костюмы цвет проникает в виде вставок и полосок, но особенно эта тенденция заметна в пиджаках. Мы отмечаем возросший спрос на твид, который очень хорош именно в цвете». А один из посетителей выставки, пожелавший остаться неназванным, поделился следующим наблюдением: «Не знаю, как насчет богатства, но я заметил, что мои коллеги стали меньше стесняться новых покупок. Люди предпочитали не выставлять вещи напоказ, когда все теряли свои рабочие места. Но теперь мужчины снова не боятся продемонстрировать новый Rolex». Вот вам и хваленая европейская сдержанность.
Когда лес идет к вам
Пока британские мужчины думают о цвете костюмов, британские женщины спасают мир. Именно так определяет свою миссию журналистка и общественный деятель Энжела Палмер, автор проекта «Призрачный лес», тема которого понятна уже из названия. Проблема экологии волновала госпожу Палмер давно. В чем она и признается в эмоциональном повествовании от первого лица на сайте FT.com. Однажды она встретила своего друга, ученого Эндрю Митчелла, давно занимающегося тропическими лесами. Он предложил ей сделать арт-проект. Но Энжела пошла еще дальше, придумав для пущей наглядности притащить пару пней прямо в центр Лондона. Дело было за малым: уговорить лесорубов предоставить выставочный материал да выпросить разрешение у лондонских властей. Как известно, смелость города берет. И с 16 по 22 ноября, прямо как у Толкиена, на Трафальгарской площади вдруг появится чудо-лесополоса. «Лучшего места не придумать. Рядом 50-метровая Колонна Нельсона. Она как раз той же высоты, что и тропические деревья», -- радуется Палмер. По ее словам, проект стоил немалых сил и нервов, ночей, проведенных в холодном поту, и запущенных домашних обязанностей. От авантюры Палмер пытался отговорить сам Энтони Гормли.
Но неутомимая женщина с оптимизмом смотрит вперед, где уже маячит не только Трафальгарская площадь. В декабре «Призрачный лес» вырастет в Копенгагене на Торвальдсен платц.