Москва
26 декабря ‘24
Четверг

«Сплин» рассказывает детям о космосе

Новый студийный альбом всенародно любимой группы «Сплин» оказался музыкально убедительнее и многословнее недавних работ. На новой пластинке зафиксированы целых 18 «сигналов из космоса», которыми группа спешит поделиться со своими слушателями, особенно юными.

Катись, колесо

Вряд ли кому-то нужно представлять группу «Сплин» и ее лидера Александра Васильева. Для многих девяностые прошли именно под аккомпанемент песен с «Гранатового альбома» и «25-го кадра», а питерский коллектив стал чем-то вроде жизненной вехи. И хотя народная любовь к «Сплину» так и осталась на уровне «Орбита без сахара» и «Моего сердца», выход каждого нового диска греет души многочисленной армии поклонников.

[v1] В нынешнем десятилетии Васильев продолжал гнуть свою линию. Пока русский рок стремительно выходил из моды, он тасовал стили, ритмы и слова, но держался привычных интонаций. Только к знакомой питерской хандре все чаще стала примешиваться усталость.

Свежие песни и новые люди

Под гнетом личных амбиций «Сплин» по очереди покидали опытные бойцы. В свободное плавание отправился гитарист Стас Березовский – правда, не в Лондон, как отшучивался на вопросы прессы Васильев, а в сторону проекта «Лена Тэ». Флейтист Яник Николенко реанимировал давнюю группу «Эдипов комплекс», где вскоре оказались и ударник Сергей Наветный с еще одним гитаристом, Владимиром Колядой. В сильно поредевший, оказавшийся на грани распада «Сплин» пришлось рекрутировать молодежь.

Группа с честью вышла из трудного положения, не бросив концерты и довольно быстро записав в 2007 году новый альбом «Раздвоение личности». После фантасмагорической «Хроники реверсивных событий» он показался неожиданно знакомым и свежим, хотя и был сыгран в тревожном размере «семь восьмых».

[v2]К записи очередной пластинки обновленный «Сплин» подошел во всеоружии и с боевым настроем. Написанных, но формально не изданных песен уже хватало на полноценный альбом. И он не замедлил появиться, правда, усилиями пиратов. Задолго до официального релиза нового диска «Сигнал из космоса» по интернету блуждал его призрак, «несуществующий альбом» «Овертайм», где были собраны концертные версии свежих работ.

Симптомы «Сплина»

Вышедший в конце сентября «космический» альбом переплюнул по числу песен даже щедрое «Раздвоение личности». Целых восемнадцать сигналов были приняты Васильевым, транслированы его группой и усилены вездесущим питерским звуковиком Андреем Алякринским. Критики дружно сошлись во мнении, что в этот раз группа «просигналила» мощнее обычного, удивленно отметили крен в сторону стоунер-рока, а дальше принялись ругать на все корки. Дескать, Васильев исписался, русский рок давно устарел, а песен слишком много, нужно половину выкинуть. Правда, такие доводы попахивают какими-то личными антипатиями и обыкновенным снобизмом.

Песни, которые можно потрогать

Начнем с самого главного в песнях Васильева – со стихов. Они действительно изменились, хотя и не до радикальной звукописи «Валдая» и «Человека и дерева». Поэзия «голоса питерских демонов», как назвал музыканта Виктор Пелевин, стала более созерцательной и спокойной. Абстракция соседствует в ней с бытом на равных правах. А плоскость привычных образов то накрывает весь земной шар, то сжимается до размеров кухни или старого чердака в одноименной песне.

Шероховатости ощущаются разве что в проходном номере «Без тормозов» о свихнувшемся грузовике и лирическом «Письме», где стихи напрочь забивают музыку. А большой объем нового материала и его «осязаемость» -- признак проснувшегося вкуса к работе и готовности делать песни из любого сора. Так, стартовая «Проверка звука», как нетрудно догадаться, родилась прямо на саундчеке.

Отдельно стоит поговорить о звуке десятого «сплиновского» альбома. Алякринский, давно работающий с Tequilajazzz, здесь по своему обыкновению выдвинул на передний план с музыкальных задворок ритм-секцию. Он также придал более жестким номерам вроде «Выпусти меня отсюда» альтернативной мощи, хотя отличному триллеру «Катится камень» в итоге все же недостает концертного драматизма. А в переработанном боевике «3007» рефрен «Я умер» теперь звучит не как бесстрастная констатация факта, но как дерзкий вызов времени.

Упомянутый критиками стоунер-рок на деле появляется в новых песнях лишь пару раз. В своей самой глупой, но жизнерадостной форме он всплывает в броуновском движении номера «Корабль ждет!», а потом мелькает в механической чеканке риффов «Ковчега». Заметим, что «Ковчег» в целом – скорее индуистский привет старшему товарищу по русскому року Борису Борисовичу Гребенщикову.

Лучшее - детям

С момента рождения сына Васильев все чаще задумывается о том, чтобы его песни стали интересны не только взрослым, но и детям. Кое-где это ему действительно удается, и тогда космические песни становятся сказками. Безмятежная круговерть «Вниз головой» (где Александру, кстати, подпевает детский хор) сродни бесконечному падению кэрролловской Алисы в страну Чудес. Межпланетная «Зеленая песня» кажется парафразом «Маленького принца». А трогательный «Вальс» -- это блокадная колыбельная, которая совсем не кажется выдуманной.

На одном из радиохитов с новой пластинки Васильев заявляет: «Больше никакого рок-н-ролла». Года три-четыре назад в такой отказ было бы легче поверить. Но сегодня он определенно лукавит. Похоже, что весь рок-н-ролл у нового «Сплина» еще впереди.

Полная версия