«Завтра» будет бескомпромиссным
В пятницу, 16 октября, в Москве начинается третий по счету фестиваль «Завтра» (Tomorrow) -- самый интересный и масштабный артхаусный киносмотр в России. Фильм открытия -- «Пределы контроля» Джима Джармуша.
Определяя место, которое «Завтра» занимает в сегодняшнем кинопроцессе, организаторы, кураторы и их партнеры избегают ложной скромности. По мнению первого заместителя министра культуры РФ Александра Голутвы, это, «возможно, самый важный фестиваль, который проходит в России». От правительственного чиновника такие слова звучат достаточно внушительно. Программный директор Алексей Медведев конкретизирует отличия «Завтра» от прочих мировых киносмотров: «Отбор на любом фестивале – это компромисс, а мы показываем только то, что хотим».
Картины для Tomorrow присматриваются в неконкурсных программах фестивалей «большой тройки» -- в Каннах, Венеции и Берлине. Они должны содержать в себе «оригинальность мышления, свободу выражения и легкость восприятия». В этом году таких фильмов набралось девять. В числе главных потенциальных хитов фигурирует картина 20-летнего канадца Ксавье Долана «Я убил свою маму». С этой фразы режиссер, когда был не чуждым фантазий старшеклассником, начал свое сочинение. А позже, дорвавшись до камеры, решил довести смелую концепцию до ума. Фильм был показан на «Двухнедельнике режиссеров» в Каннах и удостоился трех призов. Следует сразу предупредить, что и в кино, и в реальности ни одна мама не пострадала. Вторая картина, которой организаторы прочат успех, это «Большой фанат» -- режиссерский дебют Роберта Сигела, недавно получившего «Оскар» за сценарий «Рестлера». Фильм замешан на тематике американского футбола, однако Алексей Медведев уверен, что он легко найдет дорогу и к русским сердцам: «Это типичная гоголевская «Шинель». Не обошлось без Николая Васильевича и в единственной российской картине, представленной в конкурсе. «Женитьба» Константина Селивестрова сочетает документальные и игровые моменты и основана на романтических историях, по результатам которых знакомые постановщика вступили – или, наоборот, не вступили – в законный брак.
За пределами Джармуша
Кроме того, в программе: малазийский мюзикл «Все билеты проданы!», «Полицейский, прилагательное» (Румыния), «Север» (Норвегия), «Сельский учитель» (Чехия–Германия–Франция), «Служанка» (Чили–Мексика) и «Хадевейх» (Франция). Десятым конкурсным фильмом могли бы стать отвергнутые в Каннах «Пределы контроля» Джима Джармуша. Однако организаторы Tomorrow в какой-то момент ударили себя по рукам и решили, что вовлекать классика мирового артхауса в пусть и сугубо товарищескую, но все-таки гонку за призами невежливо. К тому же, судя по отзывам очевидцев, если с «оригинальностью мышления и свободой выражения» в «Пределах контроля» все прекрасно, то «легкость восприятия» никто не гарантирует. В результате лента Джармуша, более экспериментаторская, чем обычно, станет фильмом открытия.
Что до конкурсантов, то отбирать победителей среди них будет жюри, куда вошли режиссеры Алехандро Ходоровский (председатель) и Жан-Стефан Совер плюс артисты Полина Агуреева и Рутгер Хауэр.
Прочие именитые гости приедут на Tomorrow строго по делу. В рамках образовательной программы для молодых кинематографистов Tomorrow Generation Campus штатный оператор Вонг Кар-Вая Кристофер Дойл поможет новичкам со съемками трехминутных фильмов. Актриса Ингеборга Дапкунайте и модный румынский режиссер Корнелиу Порумбойю дадут мастер-классы. А режиссеры Алексей Попогребский, Борис Хлебников и Павел Бардин наряду с дистрибуторами и продюсерами поучаствуют в «круглом столе» на актуальнейшую тему «Хороший год: кризис и его последствия в российском кино».
Мамонов и все, все, все...
Внеконкурсная программа представляется вполне масштабной и разноплановой. Среди прочего мы увидим «Жажду» любимца российских киноманов Пак Чан Ука, анимационный мини-сериал Изабеллы Росселини Green Porno, повествующий, как можно догадаться из названия, о нюансах плотской любви у животных, рыб и насекомых, и «Клык» Гиоргоса Лантимоса. Программа «Полуночная музыка» пройдет под девизом Punk Not Dead, и ее главным хитом обещает стать «Егор Летов: проект фильма» -- оцифрованные и концептуально смонтированные архивные видео покойного лидера «Гражданской обороны». Документальная подборка «Док.Три.На» познакомит зрителя с хрониками из жизни замечательных людей -- от двух безумцев, любящих проникать на важные экономические форумы и кустарными средствами устраивать там сумасшедший дом («Yes Men – вперед к светлому будущему»), до главреда американского Vogue Анны Винтур, с демоническим образом которой зритель заочно знаком благодаря картине «Дьявол носит Prada» («Сентябрьский номер»).
Концептуальных отличий нынешнего Tomorrow от предшественников три. Во-первых, появится не только эстетическая, но и практическая составляющая. В рамках «Проекта на завтра» иностранным дистрибуторам и фестивальным отборщикам покажут 20 картин, которые еще только снимаются или находятся на стадии постпродакшна. Среди них новый фильм постановщика сенсационной «Пыли» Сергея Лобана «Шапито», вновь с Петром Николаевичем Мамоновым. Во-вторых, показы и «круглые столы» будут проходить не только в традиционном «35 мм», но и во вновь открывшемся «Пионере».
Третий момент – самый печальный. Нынешний фестиваль пройдет без недавно скончавшегося президента и идейного вдохновителя «Завтра» Ивана Дыховичного – запланирована ретроспектива его фильмов. Алексей Медведев обещает блюсти заложенные Дыховичным принципы и традиции. И понятно, не останавливаться на достигнутом: «Единственное, чего не удалось, это пригласить в конкурс нормальный блокбастер. Если Тим Бартон опять начнет хорошо снимать, мы его позовем».