Москва
5 ноября ‘24
Вторник

Борис Гребенщиков запечатлел "контур местности"

Группа «Аквариум», исполнившись вселенской любви, собрала для нового альбома неизданные редкости за последние десять лет. Двадцать седьмой «естественный» альбом «Пушкинская, 10» распространяется через интернет по системе добровольных платежей.

Беспечный русский бродяга Борис Гребенщиков и его «Аквариум» сегодня служат самой незыблемой величиной русского рока, даже если исходить из того, что этот жанр уже мертв. Богатая биография главного отечественного гуру давно стала частью общекультурного пласта от 70-х до наших дней, а витиеватая лирика -- темой для десятков монографий и диссертаций. Пока приходят и уходят другие, Гребенщиков остается верным себе и органичным в любых условиях. Не убегая от действительности, он поет песни, "сидя на красивом холме".

Контур местностиПо адресу «Пушкинская, 10» находится студия «Аквариума», где и было снято обращение Гребенщикова к поклонникам. Презентация нового альбома состоится 15 октября 2009 года в питерском клубе «Зал Ожидания», а в Москве -- 23 октября 2009 года в клубе «Б1».

При этом неизменность посылов БГ и «Аквариума» причудливым образом сочетается с калейдоскопом опробованных ими творческих форм. За минувшие годы группа, родившаяся из театрального «рока абсурда», играла авангард и подпольные блюзы, русский рок традиционного розлива и дилановский фолк, уклонялась в этнику. Состав питерского коллектива несколько раз обновлялся, хотя принцип его формирования у Гребенщикова оставался неизменным: «Если людям будет интересно играть со мной, то это будет «Аквариум». Но буду не я лично, потому что, когда мы работаем вместе, мы и делаем все вместе».

Старые и добрые песни «Аквариума»

Музыкальный багаж БГ столь обширен, что без подготовки к нему и подступиться страшно – не задавил бы. Причем багаж этот не только собственный (шутка ли – под три десятка альбомов!), но и приобретенный. Борис Борисович сам не прекращает слушать музыку и устраивает ликбез для других в собственной радиопередаче «Аэростат», увлекая слушателей то в Калифорнию 60-х, то на ирландские луга, то в индийские ашрамы. Не чурается он и чего-нибудь потяжелее – как-то в утреннем эфире рассказал даже об армянских арт-хардкорщиках System Of A Down.

Сегодня Гребенщиков с компанией возвращаются к стахановским темпам работы своей молодости, когда за год выходила как минимум одна пластинка. Заядлые «аквариумисты» еще не успели выучить песни с декабрьской «Лошади Белой», а коллектив уже подготовил «Пушкинскую, 10». Музыканты регулярно выкладывали свежие песни на сайте «Круги.ру», откуда их можно скачать и при желании поощрить артистов дензнаками.

Собрание сочинений«Пушкинская, 10» стала двадцать седьмым «естественным» альбомом «Аквариума». Помимо «естественных», Гребенщиков выпускал и так называемые «доисторические» альбомы вместе с другим основателем «Аквариума» Анатолием Гуницким («Джорджем»), флейтистом Дюшей Романовым, Майком Науменко и многими другими.

13 октября альбом стал доступен полностью. Оказалось, что эти песни не совсем свежие, а некоторые из них даже могут похвастаться десятилетней «выдержкой». В специальном видеообращении Борис Борисович рассказал, что «Пушкинская, 10» -- это собрание старых песен, не вошедших в альбомы последней декады. Хотя фанаты и утверждают, что отдельные вещи все же проскальзывали среди бесчисленных переизданий. Последние несколько месяцев группа занималась сведением и соединением разрозненных деталей, из которых в итоге получилась новая симфония.

Самописцы Северной Шамбалы

С музыкальной точки зрения альбом представляет собой краткую экскурсию по знакомым местам с заходом в некоторые неизвестные уголки. Рефрен залихватского алко-рок-н-ролла «Вперед, Бодхисаттва» вживую наверняка звучит не хуже, чем в заморском хите «Johnny B. Goode». Тем более, Гребенщиков когда-то состоял в «Вокально-инструментальной группировке имени Чака Берри». А нежданные писклявые синтезаторы сближают номер с модным дэнс-роком и придают интересное звучание скрипке и хомусу.

Восхитительная чушь «Как стать Таней» и салунное кантри «Два поезда» выдают очевидное родство русских рокеров и ковбоев в клетчатых рубашках из советского вестерна «Человека с бульвара капуцинов». Отдельный номер посвящен старому соратнику Гребенщикова Джорджу, в миру Анатолию Гуницкому. Об американском житье лидера «Аквариума» напоминает воздушное фламенко «Вятка–Сан-Франциско» с гитарными вставками из T.Rex. А в поле уютной эзотерики выделяются маленькая опера «Теорема шара» и возвышенный «День радости». Буквально в каждом номере можно отыскать свою музыкальную изюминку. Чаще всего ими оказываются духовые инструменты: дудук в «Обещанном дне», губная гармоника в «Марии» и саксофон в «Девушки танцуют одни».

После прослушивания «Пушкинской, 10» возникает впечатление, что на Гребенщикова окончательно снизошла буддистская благодать. Запись получилась исключительно мягкой и умиротворенной. Сам артист сравнил группу с прибором, самописцы которого лишь фиксируют сигналы свыше, не анализируя их. «Мы верно запечатлели контур местности, и он не перестает нас удивлять», -- говорит сам музыкант. Такую легкую и спонтанную пластинку можно смело порекомендовать не только фанатам (они и сами разберутся), но и начинающим меломанам, без большого стажа знакомства с «Аквариумом».

Полная версия