Москва
6 ноября ‘24
Среда

Нора Джонс попыталась стать рокершей

Новый альбом Норы Джонс, певицы и композитора, обладательницы «Грэмми», вышел 17 ноября. Пластинку «The Fall» Джонс обещала сделать экспериментальной. В день мирового релиза Infox.ru разбирается, насколько у нее это получилось.

Волоокой смуглянке по имени Гитали Нора Джонс Шанкар, дочери мастера игры на ситаре Рави Шанкара, казалось бы, сам бог велел заниматься этнической музыкой и не отрываться от корней. Однако девушка предпочла европейское имя и культуру Нового света. Экзотическая внешность в сочетании с сердечной любовью к традиционным американским жанрам помогли ей стать одной из успешнейших поп-джазовых певиц нашего времени. И это не говоря уже о недюжинных талантах композитора и исполнительницы.

Упорная девочка из Техаса

Все детство будущая звезда провела с матерью-американкой в Техасе, кочуя из школы в школу. В каждой из них девочка терпеливо продолжала занятия музыкой, будь то уроки игры на фортепиано или участие в церковном хоре. А дома ее уже ждали старые пластинки Билли Холидей и Билла Эванса. Итогом близкого знакомства Норы с академическими стилями и старым джазом стал выбор в пользу последнего.

Девушка поступила в местный университет на отделение джазового фортепиано, где сразу же стала одной из самых способных учениц. Ворох студенческих премий за лучший джазовый вокал и оригинальные композиции был отличным подтверждением. Правда, прилежная студентка забросила учебу уже через два года, познакомившись с местным рок-сочинителем Джесси Харрисом. Именно он написал для Норы первые песни, уговорил отправиться в Нью-Йорк и по сей день остается одним из ее соавторов.

Успешная девушка из Нью-Йорка

Первое время после переезда для Норы было нелегким, как, впрочем, и для всех, кто отважился заниматься музыкой всерьез. Работа официанткой, бесконечные выступления в клубах и хроническое безденежье продолжались несколько лет. Но после долгожданного контракта с лейблом Blue Note все изменилось в одночасье. В 2004 году девушка и ее группа подарили миру чудесную пластинку «Come Away With Me», где джаз и мягкий соул были связаны поп-гармониями, но не лишились полета. А публика вознесла певицу на вершины славы буквально на руках. К слову, дебютный альбом оказался и самым прибыльным, сперва добравшись до платинового статуса, а затем посягнув и на нешуточную бриллиантовую планку в десять миллионов копий.

Мало кому удается стать звездой, не подпортив при этом как-нибудь свою биографию. Но, похоже, у Норы Джонс это получилось. Моментально оказавшись в центре внимания, певица осталась девушкой, приятной во всех отношениях, не замешанной ни в одном светском скандальчике и только мило улыбающейся на все колкости. Довершением ее уютного образа стало почтение к живым классикам и открытость для любого сотрудничества. Поработав с легендарным Херби Хенкоком, Нора не считала зазорным и спеть песенку детям в «Улице Сезам».

Осенний эксперимент

После такого грандиозного дебюта оставлять ниву поп-джаза было бы делом по меньшей мере неразумным. Но Джонс все же мягко поменяла стиль, сделав акцент на интересовавшие ее с детства фолк и кантри -- вы же помните, что она выросла в Техасе. И смена музыкальных декораций удалась на славу. Ее второму и третьему альбомам аплодировали даже в тех странах, где слово «ковбой» считается ругательством.

И вот в 2009 году Нора Джонс наметила новый поворот в карьере, заявив, что попробует сделать что-нибудь в рок-ключе. Хотя ее четвертый альбом своим названием «The Fall» (может быть, и падение, но скорее всего осень) предвещал скорее сборник сентиментальных баллад под одинокое фортепиано. Странно, конечно, но все поверили -- ведь с народными мотивами все уже получилось.

Скажем прямо, рок на этой пластинке действительно есть. Вот только у него потерялась приставка «инди», которая сама по себе может как отвратить, так и привлечь слушателя. Певица собрала для работы музыкантов из подходящих коллективов. В результате создаваемый ими музыкальный фон лаконичен и изящен, но мало что представляет собой в отрыве от чарующего голоса Норы. А сама она оказывается на одном уровне с чудесными, но абсолютно неизвестными и не особенно оригинальными инди-певицами вроде Лоры Марлинг или Эмилианы Торрини.

Но это лишь общее впечатление от концепции альбома «The Fall». Взявшись разбирать его отдельные треки, поневоле пожалеешь о словах критики. На пластинке можно обнаружить массу приятных вещей вроде звонкого гитарного соло Райана Адамса в «Light As a Feather», госпела в темпе марша «It's Gonna Be» или дивной вокальной партии в «You've Ruined Me». А это значит, что певица, в которой Запад победил Восток, с непринужденной легкостью покорила очередной жанр.

Полная версия