После двух возвышенных альбомов в духе классического пост-панка британцы Editors зачем-то шагнули в область электроники. Прежняя темная романтика «Редакторов» на пластинке «In This Light and On This Evening» стала откровенно нехитовой и даже странной.
Мы привыкли считать, что музыкой занимаются выпускники консерваторий или пытливые самоучки. И часто забываем о третьей стороне: тех людях, для кого музыка -- дело техники. Звезд обслуживает целый сонм звукорежиссеров, монтажеров и прочих мастеров звука. Поэтому вдвойне интересно посмотреть, с какой стороны берутся за инструменты профессионалы.
[v1]
Хорошим примером служит бирмингемский квартет Editors. Все четыре его участника вышли из одной кузницы музыкальных кадров – Стаффордского политеха, а точнее, факультета музыкальных технологий. Освоив премудрости работы с чужими звуковыми шумами и мелодиями, Том Смит, Крис Урбанович, Рассел Лич и Эд Лэй укрепились в желании создать собственную группу. С первыми тремя названиями Pilot, The Pride и Snowfield дело как-то не заладилось. Ситуация исправилась лишь после того, как кто-то от безысходности предложил увековечить в названии общую профессию редактора.
Vol.1
Рискнувшим зайти в омут пост-панка новичкам обычно не позавидуешь. Зубастые критики в один миг обвинят в плагиате, утащат на глубину да и сожрут. Аргументация неизменна: вторых Joy Division никогда не будет и не надо. Но для заурядных плагиаторов у Editors оказалось неожиданно много источников вдохновения. После каждой последующей работы критикам приходилось искать для них новые точки отсчета.
Первый сингл «Bullets», выпущенный в 2005 году тиражом всего 500 копий, оказался музыкальным близнецом позднего хита U2 «It`s A Beautiful Day». А в дебютном альбоме «The Back Room» уже маячили тени Interpol, Echo & the Bunnymen, R.E.M. и многих других. Правда, портретного сходства ни с кем уже не было. У Editors быстро вырисовывались свои характерные черты: смазанные гитарные тремоло, ориентированная на диско ритм-секция и баритон приятного тембра, что для пост-панка вообще большая редкость. Обычно певцы в этом жанре поют словно из-под палки и специально гнусавят «под Йена Кертиса».
[v2]
Лейбл британцев Kitchenware скромно рассчитывал продать тысяч шестьдесят копий дебютного альбома, но неожиданно обрел «платинового» клиента. А перед самими «Редакторами» встала нешуточная задача – приспособить свои песни к исполнению на больших аренах. Впрочем, возникший диссонанс между общим упадническим настроем и стадионной подачей Editors преодолели с легкостью «суперстаров».
Vol.2
Новые песни писались уже с оглядкой на «эффект масштаба». Все партии второго альбома с мрачным заголовком «An End Has A Start» («Начало конца») создавались в студии одновременно, чтобы концертные версии песен как можно меньше отличались от записей. Так постановил тогдашний продюсер Editors, бывший панк Джекнайф Ли.
Слава бирмингемского квартета уже не ограничивалась Великобританией. Editors стали желанными гостями всех крупных музыкальных фестивалей в Северной Америке и Европе. Гитарист Урбанович и басист Лич переехали жить в Нью-Йорк, а кудрявый вокалист Смит стал на родине героем глянцевых обложек. Правда, на сцене в образе метросексуала ему неуютно. Вот и отращивает человек смешные бакенбарды и скачет кузнечиком перед публикой, периодически забывая, что петь на стадионе все-таки лучше в микрофон.
Третий альбом Editors сулил большие перемены. Музыканты увлеченно рассказывали прессе о будущем звуке, более холодном и гладком, но деталей не раскрывали. Только слегка напугали поклонников, упомянув, что хотят сделать пластинку похожей на саундтрек к «Терминатору». Но никто из фанатов не сомневался в качестве будущих песен. Тем более что продюсером группы стал многоопытный Марк Эллис по прозвищу «Потоп», работавший с U2 и Depeche Mode. Такой профи не даст музыкантам растечься мыслью по древу, а если нужно, то и по рукам ударит.
Vol.3
И вдруг новый альбом «In This Light and On This Evening» оказался почти полностью электронным. «А ведь мы предупреждали!» -- развели руками музыканты. Резкий переход от живого рок-звучания к угловатым синтезаторным конструкциям вызвал массу самых разных отзывов. Чтобы оценить диск по достоинству, придется исследовать его звук буквально по слоям.
Заглавный номер начинается с апокалиптической электронной зари. На ее фоне Смит глухим голосом поет о любимом Лондоне так, будто он уже в руинах. Во всех следующих песнях под безжалостными «редакторскими» ножницами сильно поредели гитарные партии. Теперь Крис Урбанович, вспомнив институтские годы, сосредоточенно жмет на клавиши синтезатора, иногда к нему присоединяется Лич. И только скромняга Лэй с прежним усердием выдает скоростную барабанную дробь, подсушенную электроникой.
[v3]
Заметно вырос как вокалист Том Смит. Именно на его голосе держатся скрытые в поле тяжелых звуковых вибраций мелодии. Он уже никому не подражает, а скорее позволяет себе цитаты – уважительные или ироничные. Гнетущий номер «The Big Exit» кажется данью уважения Radiohead и лично Тому Йорку, шестью годами раньше выпустившим свой электронный «опус магнум» «Hail To The Thief». Любовно-эгоистичная «Like Treasure» -- это намек на романтику в духе Keane, но без лишней приторности. А горячечную эксцентриаду «Eat Raw Meet = Blood Drool» сам Смит не без основания называет одной из своих лучших поп-песен.
Нетерпеливым меломанам пластинка «In This Light and On This Evening» вряд ли придется по душе – слишком мало в ней былой «редакторской» простоты. Но именно такие непонятые работы часто становятся ступенькой к звездам и имеют все шансы на культовый статус лет эдак через двадцать.