Москва
18 декабря ‘24
Среда

В новостях кино: откровения больших режиссеров

Братья Коэн занялись еврейской семьей. Аньес Варда углубилась в автобиографию. А Алехандро Аменабар объясняет, как из любви к астрономии вырастают античные эпосы.

Еврейские вопросы братьев Коэн

Итан и Джоэл Коэны к творческим отпускам явно не расположены. Тем более что в последние годы братья-режиссеры определенно на коне. Фильм «Старикам здесь не место» получил главные «Оскары» и спровоцировал волну экранизаций книг Кормака Маккарти, «После прочтения сжечь» собрал солидную кассу.

2 октября в США в ограниченный прокат вышел «Серьезный человек» («A Serious Man»).Действие происходит в 60-е в безымянном скучном захолустье на Среднем Западе (в качестве прообраза братья в очередной раз взяли городок, где выросли сами), а в центре повествования -- шумное еврейское семейство во главе с затюканным проблемами профессором физики Ларри Гопником. Жизнь бедняги портят собравшаяся разводиться жена, непослушный сын, подбрасывающие злобные записочки ученики и много кто еще. Спасение герой пытается найти в религии, что тоже до добра, понятно, не доводит.

Определяя жанр картины, американская пресса, как это обычно и бывает с Коэнами, назвала ее и комедией, и драмой одновременно. Встречаются и такие оригинальные определения, как «социологическая научная фантастика» (Entertainment Weekly). В целом критики приняли ленту благосклонно. ««Серьезный человек» не идеален. Но приятно видеть, что Коэны наконец немного показывают тебе, кто они есть или по крайней мере откуда они вышли», -- отмечает обозреватель Entertainment Weekly Оуэн Глиберман.

Российская премьера «Серьезного человека» намечена на конец октября.

Хотел про марсиан, а получилось про римлян

На этой неделе в мировом прокате стартует один из последних крупных проектов, которые успели реализовать до кризиса, -- испано-мальтийская лента «Агора» Алехандро Аменабара с бюджетом €50 млн. С 9 октября она идет в испанских кинотеатрах. В центре сюжета -- личность и судьба знаменитой женщины, астронома и философа Гипатии. Живя в египетской Александрии IV века н. э., на стыке угасающей языческой и набирающей силу христианской эпох, она стала свидетельницей уничтожения легендарной библиотеки. Ее саму растерзала толпа фанатиков-христиан. Главную роль сыграла Рэйчел Вайз. Выбор исполнительницы Аменабар объясняет так: «Она актриса с международной известностью, которая читает что-то кроме сценариев. И это показалось нам очень важным. Ни с кем, кроме пожалуй Хавьера Бардема, у нас не было такого взаимопонимания, как с ней».

Буквально до самой каннской премьеры информации о проекте было крайне мало. Даже папарацци не радовали антуражными фотографиями со съемок. Однако и тогда было понятно, что ни «Трои», ни даже «Гладиатора» от Аменабара ждать не стоит. Ведь режиссер прославился такими лентами, как «Открой глаза» и «Море внутри». Каннская премьера подтвердила: вместо классического эпоса получилась скорее философская притча о разрушающей природе фанатизма. По словам режиссера, «картина рассказывает о прошлом, но это зеркало настоящего. Мне представляется непостижимым, что все еще существуют люди, взрывающие бомбы. Этот фильм адресован им». Однако потом Аменабар напускает туману. «На самом деле проект родился из моей любви к астрономии. Потом я нашел историю Гипатии, которую убили фанатики. Когда смотришь на насилие как свидетель, все очень неприглядно, -- говорит режиссер в интервью El País. -- Многие мои друзья не верят в то, что мы не одиноки во Вселенной. Меня это поразило. В «Агоре» есть сцены, где мы видим Землю так, как если бы марсианин смотрел в телескоп. Один мой друг шутит, что я начал снимать фильм о марсианах, а закончил о римлянах».

«Бабушка «новой волны» рассказывает свою историю

Вслед за Джейн Кэмпион о себе напомнила еще одна гранд-дама -- Аньес Варда. Видный деятель французской «новой волны» последние годы в основном выступала в роли образцовой вдовы Жака Деми. Достаточно вспомнить хотя бы ее полуигровую, полудокументальную ленту «Жако из Нанта» -- киноколлаж из оживших фотографий, воспоминаний и тому подобное. Для Деми Варда была и женой, и другом-советчиком. Считается, что именно она придумала ставший легендарным образ Катрин Денев из «Шербурских зонтиков».

Однако и сама она была значимой величиной. О чем и напомнила в кинематографической автобиографии «Побережья Аньес» («Les plages d'Agnès»). «Картина, собранная из сцен жизни ветерана «новой волны», необыкновенно легка, спонтанна, словно страницы дневника, составленного инстинктивно, с выдумкой и сюрреалистично», -- восторгается обозреватель Financial Times Найджел Эндрюс. «Я играю роль пухлой маленькой старой леди, рассказывающей свою историю», -- считает Варда. Помогают ей Жерар Депардье, Джейн Биркин и даже Харрисон Форд, которому она когда-то посоветовала бросить лицедействовать, а в 1995-м сняла его в фильме «Вселенная Жака Деми». И пусть для современных зрителей и критиков она уже «бабушка «новой волны» (Financial Times). Во Франции «Пляжи Аньес» помимо солидной кассы получили «Сезар» за лучший документальный фильм. Со 2 октября Варда покоряет Великобританию.

Полная версия