Декларация зависимости от королей уюта
Невесомые акустические мелодии дуэта Kings of Convenience давно знакомы ценителям уютной романтики, клетчатых пледов и задушевных бесед. На третьем альбоме «Declaration of Dependence» норвежцы не отходят от своих же музыкальных шаблонов, но продолжают оттачивать мастерство создания тихой красоты.
Музыкальное королевство
С давних пор норвежцы известны как заядлые путешественники. Еще в средние века суровые викинги нагоняли страху на всю Европу и вроде бы даже открыли Америку. Тяга к странствиям сохранилась и у потомков скандинавских воинов. Но нас, конечно, интересуют норвежские музыканты. Примечательно, что суровые ревнители традиций, похожие на викингов даже внешне, ныне предпочитают ковать металл поближе к дому. А в дальних странах, напротив, оказываются самыми тихими и спокойными. На ум сразу же приходят опытные романтики A-Ha. Но и среди молодых любителей побродяжничать есть свои короли мягкой и уютной музыки – дуэт из Бергена под именем Kings of Convenience.
Место встречи двух норвежских юношей Эрленда Ойе и Эйрика Гламбека Бойе как нельзя лучше подходит под нашу теорию. На школьной олимпиаде по географии очкарик Эрленд по памяти рисовал карты и помнил наизусть все столицы мира. Эйрик такими талантами похвастаться не мог, но сошелся с юным эрудитом на почве любви к музыке.
Пару лет поиграв вялый фолк в составе коллектива Skog, приятели пошли было разными путями. В 1997 году непоседливый Эрленд переехал в Лондон, а Эйрик остался в тихом Бергене. Но не прошло и года, как они снова встретились на родине. И, как полагается, после рюмки чая и совместного джема решили создать новую группу. Старых соратников по Skog решили не приглашать, а обошлись своими силами. Так в непринужденной обстановке и появились на свет «Короли уюта».
Примелькавшись на летних фестивалях, Kings of Convenience в 2001 году выпустили свой первый альбом «Silence Is A New Loud». Прозрачная норвежская акустика произвела впечатление не только на слушателей, но и на коллег. Название альбома (что-то вроде «Тишина – это громкость по-новому») даже стало своеобразным лозунгом для целой плеяды новичков с гитарами, числящих среди своих кумиров Пола Саймона и Арта Гарфанкела или, скажем, шотландских умников Belle & Sebastian.
Уже после выхода дебютного альбома стало ясно, что друзьям тесновато в рамках одного жанра, да и одной группы. Подтверждением этому стали сначала диск ремиксов «Versus», а затем и сольные проекты Эрленда. В этих проектах реализовались одновременно и любовь анемичного норвежца к электронной музыке, и тяга к перемене мест. Свой альбом «Unrest» Эрленд сочинял в десяти разных городах: от Хельсинки и Турку до Рима и Барселоны. Чем больше он увлекался диджеингом и мотался по миру, тем острее вставал вопрос дальнейшей судьбы Kings of Convenience.
Танцы в любовном треугольнике
Через три года после «Silence Is A New Loud» дуэт выпустил вторую пластинку «Riot on an Empty Street». Изменения стиля на ней были чисто декоративными, зато никуда не делись легкая меланхолия и эфемерность мелодий. А под некоторые песни уже можно было и станцевать. Что и продемонстрировал сам Эрленд. В милом ролике на песню «I`d Rather Dance With You» он, прямо как Бывалый из «Кавказской пленницы», учит маленьких девочек-балерин твисту. Кстати, это видео позже было признано лучшим на MTV в 2004 году.
Видеоролики Kings of Convenience – это отдельный повод для разговора. Сентиментальные картины, сопровождающие песни норвежских инди-бардов, вряд ли являются настоящими деталями их биографии, но вообще очень похожи. В клипе на песню «Toxic Girl» Эрленд, Эйрик и девушка-модель так убедительно изображают любовный треугольник, что задаешься вопросом: а не потому ли так часто эти ребята отдыхают друг от друга? А в игривой «Boat Behind», тоже обращенной к девушке, видно, что они все-таки соскучились друг по другу за прошедшие пять лет.
В плену печального образа
Целых пять лет понадобилось норвежским «королям», чтобы разобраться с личной рутиной, разрулить собственные проекты и создать новый альбом «Declaration of Dependence» -- «Декларацию зависимости». Сложно сказать, в какой именно зависимости признаются музыканты. Но есть подозрение, что их немного тяготит образ идеальных романтиков, от которого уже не отступишь. Для экспериментов есть собственные группы. А музыка Kings of Convenience остается все той же. Акустическая финифть все так же прекрасна и хрупка и лишь слегка оттеняется фортепиано и струнными. Партии ударных деликатны и почти не заметны. А голоса музыкантов, поющих на идеальном английском, просветленно-грустны. Но в этих оглушающих тишине и покое легко потерять нить настроения и банально заскучать. Песни, чудесные по отдельности, волнами накатывают друг на друга и сливаются воедино. И тут уже на помощь слушателю могут прийти отдельные детали. В приятном мотиве «Mrs Cold» чудится старая история любвеобильной миссис Робинсон, выдуманной Саймоном и Гарфанкелом. От нежных «Peacetime Resistance» и «Me in You» веет легким джазовым флёром ранних Everything But The Girl. А песня-воспоминание о прошлом альбоме «Riot on an Empty Street» похожа на лучшие работы другого задумчивого дуэта – англичан Turin Brakes. Обвинять Kings of Convenience в том, что они стоят на месте, бессмысленно. В честном жанре акустической баллады сложно изобрести что-то новое после нескольких поколений мастеров. Но все-таки каждая песня норвежского дуэта не похожа на предыдущую и по-своему оригинальна. А новый альбом стоит послушать всем тем, кого не пугает избыток прекрасного.