Чего не хватало современному искусству
Испанцы пишут новую главу в истории современного искусства и создают «викимебель». Британцы устраивают фестиваль чашек и тарелок. В Гайд-парке поселится Изида, а один из лондонских домов запоет.
Граффити рвется в историю искусства
Испанцы решили, что в истории современного искусства определенно чего-то не хватает. Убедить в этом весь остальной мир должна выпущенная на трех языках книга «Пионеры граффити в Испании». Масштабная задача требовала не просто качественно изданного альбома. Раздел под названием «Зал славы» представляет как, собственно, лучшие работы тех самых пионеров, так и новейшие шедевры 2009 года. Но иллюстрации в данном случае лишь дополняют масштабное исследование в двух частях. В первой идет речь о месте граффити в современной культуре и общественной жизни. Вторая рассказывает весьма любопытную историю превращения уличного хулиганства в арт-феномен с узнаваемым испанским колоритом. Все по-взрослому, на случай если у кого и оставались сомнения в серьезности темы. Влияния европейских соседей и заокеанских коллег, хип-хоп экспансия и эволюция стилей, реакция общества и СМИ и многое другое -- испанцам точно есть о чем рассказать. У той же Барселоны, одного из центров граффити мирового масштаба, отношения с уличным искусством непростые. С одной стороны, граффити является узнаваемой визитной карточкой города наряду с творениями Гауди и знаменитым футбольным клубом. С другой -- по инициативе властей росписи уже много лет пытаются выжить с улиц и даже вымарывают со стен домов готовые вещи. Возможно, поэтому историю испанского граффити увековечили в книге не в Барселоне, что было бы логично, а в Валенсии.
Испанские дизайнеры развивают принципы «Википедии»
В виртуальном пространстве испанские арт-деятели тоже весьма активны. По адресу www.designpedia.net можно найти одноименную свободную энциклопедию национального дизайна. Глядя на это труднопроизносимое название, тяжеловато отделаться от ощущения дежавю. Недаром острословы из El Pais окрестили новый ресурс wikimueble, то есть «викимебель». Дело, однако, не в бедной фантазии создателей. Designpedia по аналогии с «Википедией» должна расширяться стараниями пользователей. Учли испанцы и минусы старшей виртуальной сестры. Чтобы творческая инициатива пользователей не противоречила достоверности, создается специальный комитет, в который вошли такие крупнейшие представители испанского дизайна, как Альваро Бобрино, Рамон Убеда и Джули Капелла. Цель разработчиков аналогична задачам пропагандистов граффити – сделать предметы и имена их создателей-испанцев узнаваемыми. Поэтому, если у вас дома стоит оригинальный стульчик, не поленитесь зайти в сеть. Можете оказаться счастливым обладателем предмета «викимебели». Именно так случилось с одним из экспертов ресурса Designpedia Пепе Крузом Новильо.
Изида работает на благотворительность
В лондонском Гайд-парке новый обитатель -- трехметровое бронзовое изваяние ибиса, получившее имя Изида в честь богини природы. Событие это настолько значимое, что удостоилось публикации в The Times. А истории создания скульптуры посвящена выставка в лондонской Halcyon Gallery. Трепетное отношение британцев к пернатым общеизвестно: достаточно вспомнить лебедей, о которых заботится сама королева. Но здесь дело даже не в этом. Ибис работы Саймона Гаджеона -- первая публичная скульптура, установленная в Гайд-парке за последние 50 лет. И все ради благотворительности. Таким способом начали сбор средств для строительства в парке образовательного экоцентра. На сотнях дощечек вокруг скульптуры красуются имена всех, кто внес в дело более £1 тыс. Среди них, в частности, оказались певец Стинг и его супруга Труди Стайлер.
Звездный час британской посуды
Национальные таланты пропагандируют не только испанцы. Звездный час британского декоративно-прикладного искусства пробьет в октябре в небольшом городке Сток-он-Трент. Там пройдет десятинедельный фестиваль «Биеннале британской керамики». Понятно, что такой срок для обычной выставки тарелок и ваз великоват. В программе не только экспозиции, но и аукционы, образовательные программы и многое другое. Тематический форум проводится с 2005 года, но впервые его цели столь амбициозны. Как сообщает Financial Times, креативные директоры Барни Дьюк и Джереми Теофилус собираются «разрушить барьер между искусством и промышленностью», «старым и новым поколением мастеров», по-разному видящих профессию гончара. Самим Дьюку и Теофилусу определенно ближе творчество молодых. Среди участников масштабного действа такой видный деятель индустрии, как Си-Джей О'Нейл, который совместно с молодыми художниками и мастерами граффити (!) в рамках проекта Guerilla Ceramics сделал керамическую стену и серию посуды. Сравнить творения британцев можно будет, например, с произведениями индийских керамистов из Гуджарата или ведущего испанского дизайнера Хайме Айона.
Старые заводы начинают музыкальную карьеру
Ломать стереотипы определенно хочется и Дэвиду Бёрну. В своем новом проекте «Играя домами» он превращает промышленные корпуса в музыкальные инструменты. Все началось со Стокгольма, где Бёрн «обработал» заброшенную фабрику. За ним последовал Нью-Йорк. А в августе художник трудился в Лондоне. Арт-объектом стал Раундхаус, старое железнодорожное депо. Здание опутали сложной сетью труб и цветных кабелей. Один конец каждого подключили к органу, второй – к механизму управления. В процессе участвуют бьющие по металлу молотки, свистящие трубы и прочие промышленные внутренности. И все предельно демократично. «Баха вы здесь не сыграете», -- поясняет автор на страницах Financial Times. Зато и музыкантом может стать любой. «Мы привыкли потреблять искусство и культуру в готовом виде, а здесь вы должны все сделать сами. Иначе ничего не получите». Публика от поющих домов в восторге. Глядишь, Бёрн доберется до Москвы и запоет, скажем, Трехгорка.